Владимир Мединский: Новый закон "О рекламе", по сути, является отраслевым кодексом


Не стоит рассматривать новый закон как исключительно запретительный. Защищая в нем права потребителей, депутаты Госдумы учли и интересы тех, кого реклама кормит, прежде всего, независимых СМИ, а также производителей и распространителей рекламы

Трудно переоценить значение закона. По сути, он представляет собой полноценный отраслевой кодекс. Новый закон, безусловно, будет способствовать наведению порядка на отечественном рекламном рынке, позволит намного эффективнее защищать интересы и права миллионов российских потребителей. Старый, принятый ещё десять лет назад, закон о рекламе с этой задачей явно не справлялся, так как принимался он в совсем других экономических условиях, царивших в России в середине 90-х. Понимая необходимость создания нового закона, ряд депутатов от Партии "Единая Россия" выступили инициаторами и разработчиками соответствующего законопроекта. Менее, чем за год, он прошел путь от принятия в первом чтении Госдумой (20 апреля 2005 года) до подписания Президентом РФ. При этом была проделана огромная работа: в законопроект внесено более 500 поправок, из них более двух третей были учтены.

Срок вступления нового закона в действие определен 1 июля текущего года. С первых же дней граждане почувствуют это. В частности, в соответствии с чаяниями миллионов телезрителей, ощутимо сократятся объемы телерекламы. Причем, чтобы последствия этого не были разрушительны для тех, кто занимается телевизионной рекламой и самих телеканалов, законом предусмотрено поэтапное сокращение объемов телерекламы. Наиболее жесткие ограничения вступят в силу лишь с 1 января 2008 года. В сравнении с нынешними объемы телерекламы уменьшаться почти в два раза – до 9 минут в час (сейчас до 20 минут в прайм-тайм). Продолжительность рекламных блоков ограничивается законом 4 минутами. С 1 июля с улиц исчезнет реклама алкоголя, за исключением пива, сократится число рекламных щитов, за счет демонтажа незаконно установленных, исчезнет реклама с дорожных знаков.

Изменения затронут также само содержание рекламы. Из телевизионных роликов исчезнут "образы врачей", реклама зонтичных брэндов тоже прекратится. Существенные ограничения распространятся на содержание рекламы биологически активных добавок и лекарственных средств. В новой редакции закона предусмотрен целый комплекс мер, направленный на защиту несовершеннолетних от воздействия рекламы и вводятся ограничения на участие детей и подростков в рекламе.

Однако не стоит рассматривать новый закон как исключительно запретительный. Защищая в нем права потребителей, депутаты Госдумы учли и интересы тех, кого реклама кормит, прежде всего, независимых СМИ, а также производителей и распространителей рекламы.

Показателем качества проведенной над законопроектом работы может служить тот факт, что 3 марта он был принят Советом Федерации единогласно. При этом члены верхней палаты российского парламента предложили в закон две поправки, направленные на улучшение положения с финансированием детского телевидения и на ужесточение требований к безопасности наружной рекламы. Работа над этими поправками начнется в ближайшее время в профильных комитетах Госдумы и Совета Федерации.

Владимир Мединский,
член Генерального Совета Партии "Единая Россия" (www.edinros.ru),
заместитель председателя ГД по экономической политике,
один из разработчиков нового Федерального закона "О рекламе"