Tele2 несет убытки в России


Скандинавский телекоммуникационный холдинг Tele2, владеющий дюжиной региональных российских сотовых операторов, решил изменить давней традиции и раскрыть финансовые результаты своей деятельности в России

Оказалось, что российский сотовый бизнес приносит ему одни убытки. Эксперты советуют Tele2 задуматься о продаже российских активов, которые они оценили в $350-400 млн. Об этом пишет газета Ведомости.

В отчете за 2005 г. Tele2 впервые раскрыл детали своего российского бизнеса. Как выяснилось, выручка холдинга в России в прошлом году выросла почти вдвое — до $134 млн, а количество российских абонентов достигло 3,3 млн человек. В результате Tele2 стал, по оценкам ACM-Consulting, пятым российским оператором по числу абонентов после МТС, “Вымпелкома”, “Мегафона” и “Уралсвязьинформа”. Но сделать российский бизнес Tele2 прибыльным это не помогло. Убыток компании по EBITDA в прошлом году составил $17 млн, а операционный убыток — $27 млн.

Tele2 прославился на российском рынке в основном сверхнизкими тарифами и эпатажными рекламными кампаниями. К примеру, в Омске Tele2 однажды организовал демонстрацию якобы беременных школьниц с лозунгами “Мама, у меня не было телефона Tele2”. А на питерской выставке “Норвеком” Tele2 несколько лет назад устроил “похороны” компаний-конкурентов: SIM-карты других операторов были сложены в гроб, который сотрудники стенда Tele2 обносили вокруг остальных павильонов выставки.

Президент Tele2 в России Карл Магнус Стенберг передал “Ведомостям”, что опубликовать данные по России холдинг решил с целью стать прозрачнее для инвесторов и акционеров. А убытки он объясняет тем, что сеть Tele2 в России была запущена лишь три года назад. “Российские компании хорошо растут, но цена роста велика”, — говорит Стенберг, отмечая, что прошлогодние результаты Tele2 в России “значительно лучше”, чем за 2004 г. В частности, убыток по EBITDA сократился за год на 23%.

Тем не менее результаты Tele2 показывают, что компании не удалось успешно закрепиться на российском рынке, делают вывод эксперты. Аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина считает причиной неудачи Tele2 его поздний выход на рынок. “Особенно это касается Петербурга: если бы Tele2 запустил там сеть до "Вымпелкома", результат был бы значительно лучше”, — считает Саяпина. “Tele2 не хватает абонентской базы, чтобы его операции были прибыльны”, — добавляет аналитик “Атона” Надежда Голубева.

Эксперты советуют скандинавам задуматься о продаже российских активов, тем более что, по замечанию руководителя аналитического отдела Альфа-банка Андрея Богданова, “Tele2 получил долю на рынке за счет низких тарифов и "большая тройка" будет рада избавиться от такого конкурента”. Содиректор аналитического департамента ОФГ Алексей Яковицкий и Голубева из “Атона” оценивают российские активы Tele2 в $350-400 млн. “Вымпелкому”, по словам пресс-секретаря компании Юлии Остроуховой, интересны некоторые регионы, в которых работает Tele2, — к примеру, Иркутская область. Если Tele2 решит распродавать активы, то “Вымпелком” будет рассматривать вопрос о покупке, говорит она. Пресс-секретарь МТС Галина Истратова говорит, что покупка Tele2 до сих пор не обсуждалась, но МТС готова рассмотреть все интересные предложения. А “Мегафону”, по словам директора по связям с общественностью этой компании Андрея Климова, активы Tele2 не нужны: оператор уже обладает лицензиями на 100% территории России и “реализует собственную стратегию”, пояснил он.

Tele2 изучает возможность продажи российских активов и даже привлек Morgan Stanley в качестве консультанта, сообщила на днях датская газета Boersen со ссылкой на осведомленный источник. В Morgan Stanley эту информацию не подтверждают, а Стенберг отказался комментировать “слухи на рынке” и подчеркнул, что Россия для Tele2 — второй по приоритету рынок после родного для компании шведского.

Холдинг Tele2 работает в 23 странах Европы и СНГ, оказывая услуги мобильной и фиксированной связи, интернет-доступа и кабельного ТВ. Выручка за 2005 г. – $6,3 млрд, чистая прибыль – $297 млн. В России Tele2 контролирует 13 региональных операторов, работающих в Петербурге и области, Иркутске, Ростове-на-Дону, Кемерове, Ижевске, Челябинске, Белгороде, Липецке, Нижнем Новгороде, Омске, Смоленске, Воронеже и Курске. По оценке исследовательской компании ACM-Consulting, наибольшее количество абонентов у Tele2 в Челябинске (610 000 человек) и Омске (460 000). Доля Tele2 на российском рынке сотовой связи, по оценке ACM-Consulting, – 2,6%.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN