«Яндекс» надорвался на дорвеях


Информационный мусор в электронной почте знаком уже практически каждому интернетчику

Только самые «зеленые» сетевые жители не представляют, что это такое. Однако со спамом по e-mail общество худо-бедно научилось бороться. Но война с информационным мусором не окончена: профессионалы засирания мозгов предприняли новую атаку — на поисковые системы. Новое оружие спамера — дорвей.

Дорвей — это веб-страница, которая создана специальным образом, чтобы после индексации поисковиком она оказалась на первых местах по интересующему запросу. Однако данная страница не содержит никакой полезной для посетителя информации, а просто перенаправляет его на страницу каталога товаров. Дорвеи и раньше имели место, однако они не были массовым явлением. Дорвеи чаще всего создавались для раскрутки какого-то конкретного сайта — «визитки» какой-нибудь компании или нового «развлекательного портала».

Количество дорвеев начало резко расти после появления систем контекстной рекламы с оплатой за клик. Система распространяет код показа рекламы среди сайтов партнеров, посетители которых наблюдают рекламу и, при желании, переходят по ссылке на сайт рекламодателя. За произведенный переход посетителя рекламодатель платит сети, а сеть делиться частью прибыли с сайтом-партнером.

Обычно сеть тщательно отбирает партнерские сайты, не допуская в систему сайтов-однодневок. Однако подвох таится в партнерских программах, которые начинают организовывать сами сайты-партнеры рекламной сети. В эти партнерские программы второго уровня принимаются любые сайты — лишь бы они гнали трафик, который в итоге преобразовывается в некоторое количество дензнаков.

Вот тут-то и начинается поле деятельности для «оптимизаторов», создающих дорвеи сотнями и тысячами. При помощи автоматизированных систем, генерировать страницы с псевдоразумным текстом не составляет никакого труда. Поисковик находит эту страницу, послушно индексирует ее, не вникая в смысл, обнаруживает тщательно отмеренную долю ключевых слов и начинает выдавать эту страницу на первых местах поисковой выдачи по популярному запросу.

На данный момент такие крупные поисковые системы настолько перегружены ссылками на дорвеи, что искать что-либо в интернете становится все сложнее. Очевидно, в итоге произойдет точно такое же ужесточение правил индексации, какое произошло с правилами фильтрации почты. И тогда многие сайты, в том числе ни в чем не повинные, в одночасье могут быть просто-напросто удалены из поискового индекса, теряя вместе с этим аудиторию и, возможно, прибыль.

Тертицкий Андрей, назвавшийся «Вебпланете» «свободным оптимизатором», рассказывает подробности о ситуации с дорвеями: «На данный момент алгоритмы „Яндекса“ позволяют беспрепятственно занимать высокие позиции в выдаче поисковика, при несложных методах залинковки сайта, — говорит он. — Единственный приносящий результат механизм против этого — донос на дорвеи в поисковую систему, который обычно делают „белые оптимизаторы“, и „Яндекс“ убирает дорвеи из выдачи. Но там где этой конкуренции с „белыми оптимизаторами“ нет, мы видим дорвеи на первых позициях выдачи. Для примера, наберите „окна пвх Ярославль“».

«Фактически, сложилась ситуация ручной модерации выдачи, которая осуществляется силами белых оптимизаторов и самого „Яндекса“, — продолжает Андрей. — Такой способ борьбы являет собой далеко не самый лучший вариант решения проблемы, если не сказать сильнее — просто не способен решить ее в полном объеме. Текущее положение вещей говорит о том, что инженерам „Яндекса“ стоит уделить достойное внимание решению этой проблемы программными средствами».

Елена Колмановская, главный редактор «Яндекса», ссылаясь на мнение специалистов «Яндекса» из отдела веб-поиска, говорит, что «количество поискового спама, созданное за январь-февраль этого года, составляет 30-40% от всего, что создано за предыдущие годы». «Но несмотря на резкий рост доли спама, мы полагаем, что нам удается с ним справляться, — продолжает госпожа Колмановская. — Дорвеи в результатах поиска заметны преимущественно по редким запросам или по неудачно сформулированным — то есть по тем, где нет релевантных ответов. Мы надеемся в ближайшее время решить и эту проблему. Вообще мнение пользователей и вебмастеров о работе веб-сервисов часто отстает от текущего положения дел. Кстати, если вы видите спамерский сайт, мы будем очень благодарны за жалобу на этой странице».

Дмитрий Малявкин, директор по маркетингу «Артон консалтинг», считает, что избавить от дорвеев полностью сложно, да и не нужно. «Два года назад Аркадий Волож [генеральный директор компании „Яндекс“] заявил, что „спам побежден“. Видите ли вы, что он побежден? Нет, конечно! Просто он сильно изменился, с ним частично смирились, он стал данностью, которую люди научились воспринимать и обходить (игнорировать), — рассуждает господин Малявкин. — Такая же ситуация и с дорвеями — полностью от них избавиться сложно, да и не нужно. Поисковики научились бороться с дорвеями и держат уровень этого „вируса в своей крови“ на приемлемом уровне. При возникновении эпидемии — бреши распознаются и меры пресечения ужесточаются. Поэтому для рядовых пользователей присутствие дорвеев держится на каком-то приемлемом уровне и люди учатся их распознавать по сниппетам, привыкают, игнорируют».

Что касается текущего положения с дорвеями и его предположительного развития, то Дмитрий считает, что ситуация стабильна и находится под контролем разработчиков поисковых систем.

«Никакой революции не будет, — говорит он. — Будет постепенный поиск новых дыр, кратковременные вспышки „эпидемий дорвеев“ и последующее латание этих дыр разработчиками поисковых систем. Ведь если вдуматься, поисковики стараются держать в балансе качество результатов поиска и количество сайтов/страниц, находящихся в базе данных. Уверен, что у них есть запас и при желании без сильного провала в качестве поиска они смогут существенно блокировать подозрительные домены/страницы. Это конечно же вызовет волну негодования вебмастеров, которую погасят, подняв лозунг „самое главное — качественный поиск“».

«Нашим клиентам мы даем совет, заключающийся в том, что при работе с серыми и черными оптимизаторами они рискуют полностью вылететь из баз данных поисковых систем, — заключает господин Малявкин. — Этого вполне достаточно, так как если такой аргумент на человека не действует, значит, он в душе игрок, а игроку нельзя запретить играть».

Герман Осташевский, руководитель проекта MixMarket.BIZ, убежден, что «противостояние „поисковые системы — дорвейщики“ всегда было и всегда будет — на полную победу в этой битве ни одной из сторон рассчитывать не приходится». «По поводу последних результатов поиска „Яндекса“ — я бы не стал говорить, что „захламленность“ выдачи сильно возросла. Напротив, если оценивать динамику за последние год-два, то можно сказать, что „Яндекс“ добился определенных успехов в борьбе с дорвеями, — рассказывает Герман. — Но повторюсь, что полная победа здесь невозможна, так как свои технологии совершенствуют и те, и другие».

«Также стоит сказать, что армия дорвейщиков мешает своей деятельностью не только поисковикам, но и честным оптимизаторам, так как производство дорвеев в промышленных масштабах относится к так называемым „черным методам“, которые бросают тень на оптимизацию в целом. Мешают дорвеи и обычным пользователям, так как никому не нравится замусоривание интернета. (Более подробно отрицательные стороны дорвейной модели я описал в своей статье). Но, слава Богу, представители поисковых систем научились отделять зерна от плевел, и уже прекрасно осознают, что дорвейщики и оптимизаторы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. В общем, интернет-компании, занимающиеся оптимизацией, могут только пожелать поисковикам успехов в борьбе с дорвейщиками. Так как дорвеи — зло, и двух мнений тут быть не может».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке