Треть россиян побывала в Cети


По итогам 2005 года, компьютеризация России достигла 35% — к такому выводу пришли исследователи Pew Global Attitudes Project, изучая степень проникновения персональных компьютеров и интернета в 13 странах мира

Россия возглавила рейтинг стран по росту числа компьютеров, но осталась в хвосте по темпам подключения к интернету. Аналитики связывают удручающие результаты с вялым развитием в России широкополосного доступа.

До лидеров рейтинга Нидерландов и Канады, где компьютерами пользуются около 80% населения, России с 35% еще очень далеко. У нас владельцев компьютеров за три года стало на 16% больше: в 2002 году ПК пользовались всего 19% россиян, а к концу 2005-го уже 35%. По этому показателю мы обгоняем Иорданию, Индию, Индонезию и Пакистан. Зато по темпам роста компьютеризации страны отстаем только от Великобритании, сравнялись с Турцией и обогнали Индию и Польшу, не говоря уже о странах Старого света и Америке, где с 2002 года количество ПК увеличилось на 2–4%.

Примечательно, что во всем мире в жизни мужчин компьютер играет более заметную роль, чем у женщин. К примеру, в Нидерландах постоянный доступ к компьютеру есть у 87% мужчин и 81% женщин, в США у — 77% и 75% соответственно. Полное равенство «компьютерных» полов отмечено в Канаде и Ливане. Сложнее всего приходится женщинам Марокко: мужчины в этой стране на 22% чаще пользуются компьютером, даже в Пакистане компьютерная «разность» между полами меньше — 11%. На общем фоне Россия на ниве равноправия полов вполне прогрессивна: компьютерами здесь пользуются 37% мужчин и 34% женщин.

Более интересны исследования аудитории Всемирной паутины в разных странах. Государством с самым высоким уровнем проникновения интернета стали Нидерланды — у 72% ее жителей есть доступ во Всемирную сеть. В первую пятерку также вошли Великобритания и Канада (по 71%), США (70%) и Германия (60%). Несмотря на едва ли не самые высокие темпы компьютеризации населения, Россия в хвосте рейтинга пользователей интернета — выход в Сеть есть только у 15% жителей РФ, и за три года их число увеличилось лишь на 8%, в то время как в Великобритании на четверть, с 47% до 71%.

Российские аналитики уверяют, что в диссонансе роста числа пользователей интернета и владельцев компьютеров нет ничего удивительного.

Эксперты Фонда общественного мнения назвали этот процесс «смещением мест пользования интернетом». «Дело в том, что раньше люди ходили в интернет-кафе и вдесятером сидели за одним компьютером. С ростом благосостояния населения многие получили возможность установить компьютер дома, но число пользователей интернета от этого не увеличилось»,— поясняет витиеватое определение ФОМ аналитик AC&M-Consulting Елена Саяпина. С ней не соглашается Алексей Кондрашов из Russian Telecoms. По его мнению, в России недостаточно быстро развивается рынок широкополосного доступа, что в свою очередь тормозит рост числа постоянных посетителей Сети. Аналитик напоминает, что в свежем исследовании Мининформсвязи РФ применения компьютеров на крупных и средних предприятиях в Москве даются такие цифры: 99% компаний имеют компьютерный «парк», около 60% подключены к интернету и только 15% пользуются услугами широкополосного доступа. А судя по исследованию ROMIR Monitoring распределения аудитории интернета по регионам, наиболее активными пользователями интернета в четвертом квартале стали жители Центрального и Северо-Западного регионов: большая часть из них выходит в интернет не реже одного раза в неделю. В Сибирском и Уральском регионах сетевики менее активны — здесь большинство пользователей выходят в Сеть не чаще, чем один или несколько раз в месяц. Количество активных пользователей, заходящих в интернет в среднем один-два раза в неделю выше в городах-миллионниках (Москва, СанктПетербург, Новосибирск, Екатеринбург) и крупных (от 500 тыс.) городах. В то время как респонденты из средних (100–500 тыс.) и малых (до 100 тыс.) городов пользуются интернетом, как правило, несколько раз в месяц.

Любопытно, что в России, судя по отчету Pew Global Attitudes Project, подавляющее число интернет-пользователей — молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. 32% молодежи регулярно выходит в интернет. Примечательно, что число постоянных посетителей интернет-ресурсов среднего возраста от 30 до 49 лет с 2002-го по 2005 год выросло втрое — с 6% до 18%. Доступ в компьютерную паутину имеют лишь 3% россиян в возрасте 50–65 лет, в то время как в США и Канаде интернетом пользуются 68% представителей этой возрастнойгруппы, в Великобритании — 67%, Германии— 53%, Франции — 52%, Польше — 22%. По данным ROMIR Monitoring, в четвертом квартале 2005 года средний возраст интернет-пользователя составил 31 год. Молодость российской аудитории интернета Елена Саяпина из AC&M связывает не только с национальным менталитетом.

«Люди среднего возраста часто не могут преодолеть психологический барьер перед освоением новых технологий, а многим компьютер просто ни к чему: есть же телевизор»,— считает она. По мнению Саяпиной, людей пожилого возраста во Всемирную паутину не пускает другая причина — маленькая пенсия. «Средний россиянин не готов платить за доступ в интернет больше $5 в месяц»,— констатирует аналитик. Сейчас, по информации ROMIR Monitoring, основную долю интернет-аудитории составляют пользователи с достаточно высоким уровнем дохода (более 5000 руб.). Но за последний квартал 2005 года отмечен существенный прирост пользователей с доходом от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN