Провайдерам не хватило креатива


Рынок контента вырос на 20% вместо ожидаемых 160%

В результате в 2005 году мобильный контент принес продавцам и производителям $340 млн — почти вдвое меньше $600 млн, ранее фигурировавших в прогнозах экспертов.

Провайдеры не смогли грамотно выстроить маркетинговые модели, считают аналитики.

На рынке наблюдается стагнация, констатируют аналитики J’son & Partners. С 2001 по 2004 годы рынок сотового контента в среднем рос на 160% в год. Таких же темпов аналитики ожидали от провайдеров и в 2005 году, но в первом квартале объем рынка сократился на треть и начал снова расти только во втором полугодии. В итоге в минувшем году рынок прибавил только 20%, достигнув объема $340 млн вместо прогнозируемых $600 млн. «Провайдерам не хватило креатива»,— утверждает аналитик J’son & Partners Полина Масленникова, подразумевая неэффективные рекламные кампании.

К примеру, за девять месяцев 2005 года продавцы мобильного контента потратили $74 млн на рекламу, и в результате многие «вышли в ноль» по чистой прибыли.

«Неудача постигла прежде всего компании, сделавшие ставку на ТВ-рекламу в качестве основного средства продвижения своих услуг. Само предложение при этом было однотипным. Жесткая конкуренция привела к драматическому падению маржи вплоть до нуля»,— так охарактеризовал ситуацию директор по маркетингу SMS Media Solutions Дмитрий Павлюченков.

Также эксперты связывают стагнацию рынка с низким качеством контента: заказанные мелодии не приходят, картинки не подходят под размер экрана, а игры несовместимы с типом телефона. «Все, кто хотел попробовать допуслуги в действии, сделали это. И из-за низкого качества контента постоянных потребителей осталось очень мало»,— констатирует эксперт информационно-аналитического агентства «Сотовик» Сергей Аверин. С ним согласны игроки рынка. Генеральный директор Next Media Group Тимофей Бокарев утверждает, что в нынешней ситуации виноваты сами контент-провайдеры, распугавшие пользователей низким качеством. Так, по его данным, в среднем до потребителя доходит только половина запрошенного контента. «Рынок допуслуг можно сравнить с нефтяной скважиной,— считает Бокарев.— Можно выкачать всю нефть сразу, но тогда начнет проваливаться земля и не останется ресурсов на будущее. Так и российский рынок контента в прошлом году выкачали весь».

По его словам, в погоне за прибыльностью провайдеры не гнушались обманом потребителей. Президент «Евросети» Элдар Разроев использует более крепкие выражения. «То положение, в котором находится рынок контента в России, иначе как маргинальным не назовешь»,— говорит он.

Стагнация рынка мобильного контента негативно отразилась и на операционных показателях сотовых операторов.

«Возьмем, к примеру, МТС.

В первом квартале 2005 года доля неголосовых услуг в доходе составляла 13%, но уже во втором снизилась до 11%.

Такой же осталась и в третьей четверти»,— констатирует Сергей Аверин. ВМТС парируют: доходы от неголосовых услуг не снизились — просто люди стали больше разговаривать. «Данные аналитиков расходятся с нашими оценками: объем рынка существенно больше»,— сообщил «Бизнесу» источник в МТС. Как утверждают в компании, рынок мобильного контента продолжает расти, практически не сбавляя темпов, стагнация наблюдается только в секторах мелодий и картинок, а Java-игры, новостные сервисы и другие услуги находятся на низком старте. Тем не менее оператор меняет модель работы с провайдерами дополнительных услуг: теперь поставщиков некачественного контента он будет просто отключать — закрывать им доступ к своим абонентам.

После резкого снижения темпов роста в 2005 году аналитики разошлись в оценках перспектив рынка мобильного контента в следующем году.

«На опыте прошлого года провайдеры научились многому,— уверяет Полина Масленникова.— 2006 год, по нашим прогнозам, принесет им больше $500 млн». Иного мнения придерживается старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. Она считает, что $500 млн — самый оптимистичный прогноз. По ее данным, и в 2005 году объем рынка едва дотянулся до $300 млн, да и то эта цифра учитывала объем WAP-трафика, который нигде в мире не включают в отчеты провайдеров.

Сами провайдеры, понятно, настроены более оптимистично. «Перспектива у рынка есть, и она за хорошим маркетингом,— считает Тимофей Бокарев.— Важно вернуть утраченное доверие потребителей». По его мнению, наибольший рост можно ожидать в секторе b2b-решений(мобильный маркетинг и банкинг), а также в сфере инновационных видеотонов и ringback melodies. Провайдеры нашли и вполне тривиальный способ повысить рентабельность — поднять цены. «Еще год назад основные сервисы стоили около 1 у. е., а сейчас, например, в формате так называемой подписки мелодии продают уже за 3,5 у. е.»,— говорит Бокарев.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке