Краденые бренды в России процветают


Чтобы выйти на отечественный рынок, иностранным компаниям приходится отстаивать право на использование собственных товарных знаков

Как стало известно RBC daily, 3 марта Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) рассмотрит возражение, поданное швейцарской компанией Interbrand Zintzmeyer & Lux (один из самых дорогих брендов в сфере бренд-коммуникаций) против регистрации товарного знака Interbrand, принадлежащего ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг». Юристы швейцарской Interbrand предлагают рассматривать этот спор в общем контексте претензий, которые крупные иностранные компании предъявляют к российским обладателям аналогичных торговых марок – сквотерам.

Ситуация, когда иностранная фирма, решив прийти на российский рынок, обнаруживает, что здесь уже работает российский предприниматель, зарегистрировавший товарный знак фирмы на себя, достаточно распространена. В начале 90-х некоторые фирмы сотнями регистрировали на себя товарные знаки, совпадающие с брендами крупных западных фирм. Самыми известными сквотерами можно назвать компанию «Зуйков и партнеры» (в разное время г-ну Зуйкову принадлежали товарные знаки Akai и Starbucks) и ОАО «Моспатент» (оно оказалось первым в России владельцем товарных знаков Forbes, Samsung, Audi, Bridgestone, Hochland, Kirin и многих других). «Недобросовестные российские предприниматели внимательно изучают российский рынок и в случае присутствия товара на рынке и отсутствия регистрации товарного знака регистрируют эти товарные знаки на себя, – пояснил RBC daily партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры» Владимир Бирюлин. – Часто регистрировались товарные знаки, не использовавшиеся в России, но могущие, по мнению предпринимателя, скоро прийти в Россию. Известны случаи, когда регистрировались сотни товарных знаков одной фирмы и затем предлагались ей по сходной цене. В случае если товары с этими знаками уже присутствовали на рынке, отказавшаяся от покупки своего знака фирма могла быть втянутой в длительное судебное разбирательство». Как рассказывает г-н Бирюлин, после повышения пошлин за регистрацию пираты стали действовать более целенаправленно, регистрируя только те чужие товарные знаки, товары с которыми реально присутствовали на рынке.

Сейчас в активной стадии находится спор между шведской компанией Hennes & Mauritz и российской H&M International – обе они торгуют одеждой под маркой H&M (Hennes & Mauritz присутствует на рынке с 1947 года, а H&M International – с 2005). Как сообщили RBC daily в Роспатенте, последнее громкое решение Палаты по патентным спорам (ППС) было связано с отменой регистрации товарного знака Starbucks на российское ООО «Старбакс». Возражение было подано американской «Старбакс Корпорейшн», крупнейшей в мире кофейной компанией. В итоге «Старбакс Корпорейшн» удалось отстоять свой бренд: в ноябре руководство Роспатента утвердило решение ППС о признании недействительной регистрации всемирно известного торгового знака за российской фирмой.

«В каких-то случаях фирмам удавалось аннулировать пиратские регистрации в связи с неиспользованием знака, некоторые фирмы вели судебные процессы по возвращению себе товарных знаков и достигали успеха», – рассказывает г-н Бирюлин. Однако юристы считают, что защитить свои права в случае споров по поводу использования товарного знака правообладателю не так просто. «Палата по патентным спорам не занимается рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами, и если между компаниями возник спор по поводу использования товарного знака, напрямую она его не решит. Для этого необходимо обратиться в суд. Хотя в принципе, если палата отзовет или признает недействительным какое-то выданное свидетельство или патент, то, естественно, в споре в судебном порядке это можно будет использовать в качестве доказательства», – пояснил RBC daily адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Алексей Паршиков.

Именно этого будут добиваться от ППС юристы Interbrand Zintzmeyer & Lux в начале марта. «Когда в прошлом году компания захотела выйти на российский рынок, мы подали в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Interbrand Zintzmeyer & Lux», – рассказывает RBC daily Алексей Залесов, начальник юридического отдела ООО «Союзпатент», которое представляет интересы швейцарской Interbrand. – Однако получили отказ». Основания, по которым Роспатент отказал в удовлетворении заявки, по мнению г-на Залесова, отчасти противоречат друг другу: «С одной стороны, Роспатент указывает, что «Interbrand» – это слово общего содержания, не обладает различительной способностью и не может быть зарегистрировано по этой причине. С другой – сообщает, что права на него принадлежат ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг».

RBC daily не удалось получить комментарий ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг». Однако, по мнению экспертов, у российской компании, не имеющей никакого отношения ни к всемирно известной рекламной группе Omnicom, ни к ее сети консалтинговых агентств Interbrand, есть немало клиентов, вероятно, полагающих, что они работают с российским представительством именно западной фирмы. К такому заблуждению в некоторой степени располагает даже сравнение сайтов швейцарской и российской фирм. Известно, что за оценкой собственного бренда к «Интербрэнд Русконсалтингу» обращалась даже компания «М.Видео». Офис отечественного «Интербрэнда» находится в престижном комплексе «Смоленский пассаж». Таким образом, компания, вероятно, достигла определенного успеха в деятельности под оспариваемым швейцарцами брендом.

Ситуация с охраной интеллектуальной собственности остается одним из главных поводов для претензий мировой общественности и бизнеса к России. На этой неделе Международное агентство по интеллектуальной собственности назвало Россию самой злостной нарушительницей прав интеллектуальной собственности и пригрозило санкциями. А в пятницу глава Минэкономразвития Герман Греф в очередной раз заявил, что проблемы в этой сфере препятствуют вступлению России в ВТО.

Между тем российское законодательство приближается к международным стандартам крайне медленно. Владимир Бирюлин назвал целый ряд пробелов в законодательстве, препятствующих отстаиванию иностранцами своих прав на торговые знаки в нашей стране. «Например, закона о фирменных наименованиях в России до сих пор нет, и столкновения между схожими или одинаковыми фирменными наименованиями сегодня никак не решаются. Производными от отсутствия этого закона являются конфликты между фирменными наименованиями и товарными знаками, которые на практике судами не решаются. Известны случаи, когда суды выносили противоположные решения в конфликтах между фирменными наименованиями и товарными знаками», – отметил он в беседе с RBC daily. Чтобы избежать таких ситуаций, по мнению г-на Бирюлина, было бы целесообразно внести изменения в закон о товарных знаках, с тем чтобы признавался принцип «старшего права» на товарный знак, и в срочном порядке разработать закон о фирменных наименованиях.

Впрочем, два года назад в закон Российской Федерации «О товарных знаках…» был веден ряд статей, пресекающих недобросовестную конкуренцию, сообщила RBC daily генеральный директор патентного бюро «Бизнеспатент», патентный поверенный РФ Елена Прозоровская. «В уточненном законе есть пункт, согласно которому предоставление правовой охраны товарному знаку может быть признано недействительным Палатой по патентным спорам, если доказан факт того, что регистрация произведена с целью недобросовестной конкуренции и наживы, и если этот факт подтвержден, например, антимонопольным ведомством. Или, например, по действующему закону агент зарубежной компании, зарегистрировавший на себя ее товарный знак, может его потерять в случае обращения компании в Палату, поскольку теперь его можно оспорить», – рассказывает г-жа Прозоровская. В то же время она отметила в беседе с RBC daily недоработки в системе правовой охраны и защиты товарных знаков, в частности – неполноту баз данных Роспатента, осложняющую проведение экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков. А как раз это открывает возможности для захвата брендов, схожих до степени смешения с преуспевающими западными.

Адвокат МКА «Князев и партнеры» Алексей Паршиков считает, что экспертиза заявок на регистрацию товарных знаков не всегда проводится Роспатентом достаточно тщательно. «Я не хочу сказать однозначно, что специалисты Роспатента не уделяют должного внимания своей работе. Но при желании получить необходимое заключение эксперта и зарегистрировать товарный знак в обход существующих ограничений, в принципе, возможно», – отметил адвокат. Не исключено, что в результате как раз такой не вполне корректной работы экспертов на церемонии открытия ЗАО «Интербрэнд Русконсалтинг» в 2002 г. присутствовал Александр Корчагин – на тот момент глава, а сейчас заместитель руководителя российского патентного ведомства.

1155
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :