Термокружки

Прививать этику


Члены Общественной палаты грозят Госдуме «громадным скандалом», если она примет поправки в закон «О рекламе»

Комиссия Общественной палаты по СМИ собирается защищать прессу от губернаторов и прививать журналистам этику. Еще члены комиссии готовятся к конфронтации с Минсвязи в результате перехода ТВ на цифровые технологии и опасаются скандала в связи с законом «О рекламе». Последнее, как выяснилось на заседании комиссии в среду, может случиться уже в эту пятницу.

Заседание комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации. Заседание прошло в среду в зале планерок газеты «Московский комсомолец». Место встречи вполне объяснимо - председателем комиссии является главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев.

«Плюс 12»

Хотя оформление зала вовсе не подходило под тему – обсуждение свободы региональной прессы от местной власти и дальнейшей судьбы медиасообщества проходило на фоне многочисленных образов Владимира Ильича Ленина, – конструктивной беседе это не повредило. Члены комиссии разобрали одну из первых поступивших к ним жалоб и наметили поле для будущих подвигов.

Первая жалоба пришла к участникам заседания из Тулы. Там, как выяснил съездивший на место президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, подвергается притеснениям тульская телекомпания. Местной телекомпании отказали в праве выходить в эфир на частоте REN TV, объяснив это «спором хозяйствующих субъектов». Обиженная телекомпания посчитала случившееся местью за оппозиционные местной власти программы и, увидев в этом руку тульского губернатора, обратилась за защитой в Общественную палату.

Эдуард Сагалаев увидел в случившемся более глобальную тему. «Вскоре нам предстоит перейти к цифровому вещанию, и уже сейчас мы сталкиваемся с попытками Министерства связи монополизировать контент, который будет размещаться на новом цифровом телевидении, – сообщил он. – Идет процесс борьбы между вещательным сообществом и техническим за то, кто в конечном счете будет определять политику вещания. Случай в Туле демонстрирует картинку, с которой мы столкнемся, когда перейдем на цифровые технологии».

Другой член комиссии, председатель и главред областной ГТРК «Ямал-Регион» Леонид Гусельников, так глубоко погружаться в сложности не стал. «Как только СМИ почувствуют, что схватили Бога за бороду, мы станем свидетелями и конфликтов с властями, и конфликтов со службами!» – оценил региональных коллег по цеху он, намекнув, что чрезмерно проникаться их проблемами и уж тем более верить на слово не стоит.

Заметив, что в СМИ по большей части правят непрофессионалы и основные проблемы – от бездарного менеджмента, Леонид Гусельников ернически заявил: «Конечно, в России все «страдают за политику»!»

Этот выпад расстроил давнего борца с властями – автора и ведущего программы «Зеркало» на РТР Николая Сванидзе. «Мы создавались, чтобы журналистам помогать! А если мы будем их отпихивать, то на кой черт мы вообще нужны?» – эмоционально отреагировал он и предложил разбираться и, если надо, «ковыряться» во всех обращенных к комиссии проблемах.

На том и порешили. Тульскому губернатору Вячеславу Дудаку направили обращение с просьбой обратить пристальное внимание на проблемы в его вотчине со СМИ вообще и с частной тульской компанией «Плюс 12» в частности.

Будет громадный скандал

Оставшееся время члены комиссии посвятили попыткам «выработать механизм своей работы». Сначала для каждого обращения хотели создавать в рамках комиссии отдельный рабочий орган. «Главное здесь – не выглядеть смешными и не насоздавать больше подкомиссий, чем членов в комиссии!» – резонно заметил Эдуард Сагалаев и привел в пример Госдуму, «в которой только 50 депутатов осталось без руководящих должностей». С этим предложением спорить не стали.

На этот год запланировали провести конференцию СМИ, на которой, возможно, удастся создать единую хартию журналиста, а может быть, и начать подготовку поправок в закон «О СМИ».

По поводу хартии высказался главный редактор «Делового Петербурга» Олег Третьяков. Он занимается подкомиссией по журналистской этике и, как оказалось, уже активно обдумывает, как прививать коллегам эту самую этичность. Как вариант прозвучала идея вносить в трудовой договор обязательство блюсти Кодекс журналистской этики. Впрочем, поскольку у каждого издания кодекс (если он вообще есть) свой, решили опыт существования подобных документов обобщить и выработать единый документ.

«Да, надо каждому журналисту приносить «клятву Гиппократа» журналиста», – сделал вывод председатель комиссии главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. И с этим тоже никто не спорил.

Встал также вопрос о защите общества от журналистов. После непродолжительной дискуссии члены комиссии постановили, что механизм решения споров обиженных прессой частных и юридических лиц должно прописать досудебный, но термин «защита общества от прессы» решили не выносить на публику. «Оставим его для внутреннего пользования», – снова резонно предложил Николай Сванидзе. С ним снова все согласились.

Что точно окажется в публичной сфере (причем совсем скоро), так это отношение медиасообщества к закону «О рекламе». «Возможно, нам придется принять участие в большом скандале, если в эту пятницу Госдума примет поправки в закон «О рекламе», – предупредил коллег Эдуард Сагалаев, заметивший, что пока «знающие люди говорят, что можно не суетиться», но если эти люди ошибутся, «будет громадный скандал».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке