"Нэфис Косметикс" пойдет с повинной

31.01.2006

«Нэфис-Косметикс» обязано опубликовать судебный акт о запрете производства и продажи детской косметики «Миленькая фея»

«На этой неделе согласно постановлению апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Татарстан вступило в законную силу решение, по которому «Нэфис-Косметикс» обязано опубликовать судебный акт о запрете производства и продажи детской косметики «Миленькая фея», - сообщил еТатар.ру пресс-секретарь Концерна «Калина» Сергей Казанцев. - Мы используем свое право, предоставленное законом о товарных знаках, требуя от производителя контрафакта опубликовать за свой счет в печати решение, которым он привлечен к ответственности. По словам г-на Казанцева, иск «Калины» к «Нэфис-Косметикс» будет предъявлен по нескольким пунктам. «Дизайн серии и изображение на детских косметических средствах девочки в образе феи зарегистрированы в качестве товарных знаков и промышленных образцов и охраняются законом о товарных знаках и патентным законодательством», - отмечает он.

«После того как Антимонопольный комитет России запретил «Нэфису» выпуск продукции «Миленькой Феи», татарстанская компания не прекращала реализацию продукции, а прекратила лишь после того, как ее уведомили, что за продолжение выпуска продукции будет взиматься штраф», - рассказал еТатар.ру Сергей Казанцев.

>«Нэфис Косметикс» - один из крупнейших российских производителей товаров бытовой химии и косметических средств. Компании принадлежат такие бренды, как Sorti, BiMax, AOS и другие. Уставный капитал «Нэфис Косметикс» составляет -3,3 млн. руб. Госдоли в уставном капитале нет. В числе акционеров - юридические и физические лица. «Нэфис Косметикс» увеличило в 2005 году по сравнению с 2004 годом балансовую прибыль на 23,9% до 175 млн. руб.

Концерн «Калина» является одним из лидеров на российском парфюмерно-косметическом рынке. Ведущими брендами компании являются «Черный жемчуг», «Чистая линия» и «MIA» в средствах по уходу за кожей, «32» и «Лесной бальзам» - в средствах по уходу за полостью рта, «Анжелика Варум» - в парфюмерии. В состав концерна входят головное предприятие в Екатеринбурге и завод в Омске, дочерние предприятия «Паллада-Украина», «Новопласт» (Екатеринбург) и Kalina Overseas Holding B.V. (Нидерланды).

«Опубликование судебных актов за счет нарушителя в случае производства и продажи контрафактной продукции является важной гарантией защиты прав добросовестных производителей и их высокой деловой репутации, - считает Александр Короленко, юрист по интеллектуальной собственности Концерна «Калина». - Все потребители, которые возможно встречали контрафактный товар, будут извещены о нем и предостережены от его случайной покупки».

Серия для детей «Маленькая Фея» выпускается «Калиной» с 1996 года. По оценкам независимых специалистов, стоимость брэнда «Маленькая Фея» составляет около $ 5 млн. По данным агентства «Комкон», брэнд «Маленькая фея» занимает в России 3-е место по популярности среди детских шампуней и кремов после Johnson’s Baby (Johnson & Johnson) и «Дракоши» (также принадлежит «Калине»).

Напомним, что в марте 2004 года у «Маленькой Феи» («Калина») появился двойник. «Нэфис-Косметикс» выпустил серию шампуней для детей «Миленькая Фея», оформленную в очень знакомой российскому потребителю розовой гамме торговой марки «Маленькая Фея». Причем ассортимент шампуней «Миленькая Фея» полностью повторял ассортимент «Калины» - цветочная мечта, небесная свежесть, фруктовый коктейль.

Летом 2004 года «Калина» подала в Арбитражный суд Екатеринбурга иск о прекращении производства «Миленькой феи», однако он был отклонен, так как выяснилось, что «Нэфис» имеет свидетельство о регистрации торговой марки, выданное Роспатентом в мае 2004 года. Тогда же «Калина» направила в Роспатент заявление об отмене регистрации «Миленькой феи».

Отметим, что компания «Нэфис Косметикс», в свою очередь, подала встречный иск «Калине» и взыскала с коцерна 10,5 млн. рублей за производство и реализацию стирального порошка «TriMax», схожего со стиральным порошком «BiMax».

«Как законопослушное предприятие, «Нэфис Косметикс» исполнит вступившие в законную силу решение суда, - сказала начальник юридического отдела «Нэфис косметикс» Юлия Благиных. Однако г-жа Благиных отметила, что Концерн «Калина» выполнил аналогичное решение Арбитражного суда Свердловской области спустя год.

Юлия Благиных подчеркнула, что словосочетание «Миленькая фея» в течение всего периода выпуска являлось зарегистрированным товарным знаком, который прошел все предусмотренные процедурой регистрации экспертизы. «Именно по этой причине «Калина» в июле 2004 года проиграла суд первой инстанции против «Нэфис Косметикс» по «Миленькой фее». Как только вступило в силу решение Палаты по патентным спорам при Роспатенте, компания объявила о прекращении введения шампуня в гражданский оборот», - напомнила Юлия Благиных.

Она также сообщила, что в ближайшее время ОАО «Нэфис Косметикс» намерено подать кассационную жалобу на судебный акт, который обязал опубликовать решение суда.

Григорий Бусарев, генеральный директор Авторского агентства «АртПатентЪ», Патентный поверенный РФ, пояснил еТатар.ру: "Сложность подобных споров, по мнению г-на Бусарева, зависит от степени близости используемых знаков. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» защищает владельца товарного знака не только от прямого копирования, но и в случае «сходства до степени смешения», когда две торговые марки при восприятии потребителем практически неразличимы. Подобную ситуацию мы и видим в случае конфликта между ОАО «Калиной» и ОАО «Нэфис-Косметикс».

Чтобы доказать, что продукция «Нэфис Косметикс» является контрафактной потребовалось достаточно длительное время. В первую очередь, по словам г-на Бусарева, оценивалась степень сходства двух брендов. К тому же спор был осложнен еще и тем, что торговая марка «Миленькая фея» была зарегистрирована в качестве товарного знака.

После того, как Роспатент аннулировал регистрацию торговой марки «Миленькая фея» по причине ее сходства до степени смешения с товарным знаком «Маленькая фея» концерна «Калина», чаша весов перевесила в пользу «Калины».

"В ряде случаев доказательство подобного сходства требует проведение дополнительных экспертиз. Учитывая специфику подобных споров, а также необходимость привлечения сторонних организации (Роспатент, Антимонопольное управление, МВД, таможня) такая длительность рассмотрения в суде (прим. ред. – около двух лет) – это типичный случай", - отмечает Григорий Бусарев.

Что касается последствий, то чем известнее марка, чем больше денег в нее вложено, тем они ощутимее для компании. Это может быть как компенсация в размере до 5 млн. рублей, так и возмещение убытков. Сказывается и масштабность использования бренда.

Впрочем, по словам Григория Бусарева, подобные ситуации на рынке происходят часто, и столкновения в сфере схожих названий это практика, которая растет как снежный ком.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN