MMS не приживается в России


У нас не хотят посылать красиво

Запуская услугу MMS в 2002–2003 годах параллельно с мировыми операторами, российские сотовики свято верили, что мультимедийным сообщениям уготована участь killer application — главного и наиболее прибыльного неголосового сервиса. Однако абоненты не оправдали надежд операторов: вместо красочных и объемных MMS они выбрали простенькие SMS, а услуга мультимедийных сообщений так и осталась на низком старте, когда все остальные сервисы вышли на марафонскую дорожку.

При довольно высокой цене она приносит лишь тысячную долю прибыли.

Операторы считают сервис мертвым, хотя упорно продолжают пропагандировать его.

Немассовый сервис

С помощью MMS (Multimedia Messaging Service) можно получать и отправлять тексты и изображения, анимацию, музыкальные аудиофайлы как на телефоны, так и на адреса электронной почты. Мультимедийные сообщения как минимум в 200 раз превосходят по объему обычные SMS, но они так до сих пор и не могут конкурировать c обычными короткими сообщениями по популярности и распространенности. С момента коммерческого запуска SMS-сервисов в конце 1990-х годов мировой объем текстовых сообщений принял вполне эпический размах. К концу 2005 года число отправленных SMS в мире, согласно отчету аналитиков IDC Research, превысило 1 трлн штук, при этом доходы операторов от мобильной переписки (SMS, EMS и MMS) превысили $55 млрд.

Львиную долю этих денег принесли именно короткие сообщения, а мультимедийные с момента своего запуска в 2002 году показывают совершенно провальные результаты.

Так, например, в сети крупнейшего в мире сотового оператора China Mobile количество переданных SMS в третьем квартале 2005 года в 800 раз превысило количество MMS за этот же период. В Западной Европе схожая картина. Например, французские пользователи сотовой связи ежемесячно отправляют около 2 млрд коротких сообщений, в то время как MMS уходит не больше 25 млн в год.

Даже в Западной Европе и Корее, где MMS приносит сколько-нибудь значимые доходы, операторы делают ставку на новые технологии общения: мобильные IM (instant messaging) и e-mail. Та же тенденция прослеживается и на развивающихся рынках. По мнению IDC, во всем мире, исключая Японию и Корею, голосовой трафик приносит от 80% до 90% всей выручки, при этом в оставшихся 10–20% дохода от неголосовыхуслуг выручка от SMS занимает приблизительно 90% (в Западной Европе чуть меньше — около 80%).

Раньше считалось, что в глобальных неуспехах MMS-сервисов виноваты небольшое число телефонов со встроенной камерой, сложная настройка телефонов и трудности в знакомстве с новыми технологиями. Но теперь все иначе — телефоны с фотокамерами вытеснили более простые, операторы запустили сервисы, позволяющие настроить телефон автоматически, но мультимедийные сообщения никак не могут выбраться из канавы, несмотря на маркетинговые инициативы сотовиков.

Эксперты исследовательской компании Informa Telecoms & Media считают, что развитие MMS в сетях сотовой связи сдерживают высокие цены на этот сервис. Изучив прайс-листы 234 операторов сотовой связи, исследовательская компания определила среднюю цену MMS объемом 30 кб — $0,37.

Таким образом, средняя цена MMS в декабре 2005 года была в 4,07 раза выше, чем цена стандартного короткого текстового сообщения. Вследствие высоких цен на MMS их объем растет медленно. Так, в третьем квартале 2005 года только в сетях трех операторов число переданных MMS превысило 100 млн. Это Verizon Wireless (США), Sprint Nextel (США) и Telcel (Мексика).

Российская «клубничка»

1 апреля 2002 года первым из операторов «большой тройки» в тестовую эксплуатацию MMS запустил московский «Билайн» (тогда еще «Би Лайн GSM»). Оператор и его технический партнер Ericsson называли сервис MMS «самой передовой услугой». «Отправить MMS-сообщение нетрудно, достаточно выбрать в меню телефона картинки и аудиофайлы, а также набрать текст!» — вещала реклама. Однако четыре года назад работать с мультимедийными сообщениями мог только один телефон, представленный на российском рынке,— Sony Ericsson T68i, к которому подключалась внешняя камера CommuniCam MCA-20. Только несколько месяцев спустя в продаже появились Nokia 7650, Motorola A820 и Panasonic GD87 с поддержкой передового сервиса.

В декабре того же года к сети «Вымпелкома» присоединилась сеть питерского «Мегафона»: совместно с Nokia оператор объявил о начале предоставления услуг нового поколения. У MMS-сервиса «Мегафона» была своя изюминка: абоненты могли заказать красочные сообщения с тематической информацией: «Погода», «Курс валют», «Биоритмы», «Клубничка» (эротические фото из журнала Penthouse).

«Мегафон» предлагал пользователям выбрать один из представленных на тот момент на рынке MMS-телефонов Nokia (7650, 6610 или 7210).

12 мая 2003 года в коммерческом режиме заработали услуги на базе технологии GPRS в сети МТС. Имея к тому моменту опыт получения зримых доходов от SMS-сервисов, оператор рассчитывал на не меньшую популярность инновационных MMS. Михаил Ханов, директор по развитию продуктов и услуг МТС в то время, считал, что мультимедийные сообщения станут преемниками успеха коротких сообщений.

Однако надеждам операторов не суждено было сбыться.

По данным аналитиков iKSConsulting, сообщивших о 14кратном росте потребления GPRS-трафика в минувшем году, сейчас всего чуть более 1 млн пользователей MMS, а доля мультимедийных сообщений в доходах сотовых операторов от всех неголосовых услуг составляет менее 1%. «Рассчитывать на бешеную популярность MMS было бессмысленно»,— утверждает аналитик «Праймконсалт» Маргарита Зобнина. По ее мнению, мультимедийные сообщения — нишевая услуга, в которой заинтересован ограниченный сегмент сотовой аудитории — молодежь 16–25 лет.

Исследование компании Datamonitor показало, что в более чем 80% случаев MMS используется для пересылки фотографий. «Соответственно, часть потенциальной аудитории отсекается за неимением подходящего аппарата (GPRS + фотокамера) — эти устройства вышли в массовый сегмент сравнительно недавно,— констатирует госпожа Зобнина.— Другая часть потенциальных потребителей вынуждена считать свои расходы, поскольку они контролируются родителями».

Эксперты «Праймконсалт» считают, что продвижению MMS мешает низкое проникновение услуг мобильного интернета: услуги GPRS подключены у 43,4% москвичей и 22% россиян в целом. При этом за год все жители России отправили не больше 40 млн MMS. Аналитик компании iKS-Consulting Оксана Панкратова полагает, что, говоря о MMS, стоит проводить аналогии с электронной почтой — пользователи чаще отправляют простые текстовые сообщения, чем пересылают файлы. «Вопрос в потребительской ценности услуги. У MMS она все-таки ниже, чем у SMS.

Это только японцы предпочитают общаться картинками.

Мы любим писать и читать, а не смотреть картинки»,— говорит аналитик iKS-Consulting.
Не сумев за три года раскрутить услугу, некоторые сотовые операторы поставили крест на ее будущем. «Будущего у MMS нет никакого! — сказали „Бизнесу” в пресс-службе МТС.— В качестве среды для передачи сообщений, содержащих что-то, кроме текста, гораздо удобнее пользоваться обыкновенным e-mail, доступ к которому открыт сервисами i-mode и BlackBerry».

Конкуренты «старшего брата» в «большой тройке» не соглашаются с ним, хотя и не отрицают, что предыдущие годы были для сервиса провальными. «Услуга развивается, но только не так быстро, как хотелось бы,— отмечает руководитель пресс-службы „Вымпелкома” Михаил Умаров.— Если сравнивать, например, с SMS, то это достаточно дорогая услуга, да и для того чтобы воспользоваться ею, нужно вносить изменения в настройки телефона.

К тому же камерофоны (именно их владельцы, а не просто владельцы MMS-телефонов имеют больше возможностей для спонтанного пользования услугой) еще не стали массовыми». Объем доходов от дополнительных услуг «Вымпелкома» по результатам первого полугодия 2005 года (годовые итоги операторы еще не подвели) достиг $203,8 млн. При этом на долю messaging (SMS, EMS и MMS) пришелся 51% доходов от допуслуг, из них только 0,7% дали MMS-сообщения.

Зато Mobile internet принес оператору 27% выручки от неголосовых услуг.

Аналитики предрекают, что депрессивный сервис все же имеет шансы подрасти. «Доля MMS будет расти, но очень медленно,— заявляет Оксана Панкратова.— Но о смерти этой услуги говорить рано. Так же, как когда-то было с WAP: нужен стимул, который даст второе дыхание технологии.

Таким стимулом для MMS могут стать сами услуги».

Ей вторит Маргарита Зобнина: «До замедления роста абонентской базы в 2004 году операторы были сосредоточены на привлечении и перераспределении абонентов в ущерб продвижению услуг. Сейчас же приоритеты сменились — экстенсивный рост сменяется интенсивным, и сотовые операторы стали больше внимания уделять выравниванию ARPU и продвижению услуг. Маркетинг дополнительных услуг фактически начался только в 2005 году. Стоит только вспомнить SMS-пакеты „Вымпелкома”, i-mode МТС и продвижение WAP-портала „Мегафона” под брэндом PRO».
Операторы активно продвигают MMS с момента запуска, но рассчитывать на заинтересованность абонентов могут только сейчас, когда телефонов с поддержкой сервиса стало больше. К тому же цены на отправку MMS снизились, настройка телефонов упростилась, а пользователи стали смелее обходиться с новыми технологиями.

«У сервиса есть будущее, и мы работаем над тем, чтобы оно стало светлым,— говорит пресс-секретарь „Вымпелкома” Юлия Остроухова.— Сейчас идет работа над снятием технических барьеров (внедряется система автоматического определения марки и модели аппарата для автоматической же загрузки настроек). За два года доходы от MMS должны вырасти существенно».

Автоматическую настройку телефонов ранее внедрил «Мегафон» на Северо-Западе России. У остальных же операторов пока стоят системы, высылающие по запросу пользователя настройки GPRS/MMS/WAP в виде самораспаковывающейся подпрограммы. Этот сервис называется Over the Air Provision. У московских операторов стоят именно такие платформы, поскольку здесь проблемы с настройкой телефонов менее актуальны, утверждает менеджер по поддержке продукции Motorola в России и СНГ Андрей Быченко. По его словам, проблемы с конфигурациями телефонов более злободневны в регионах, где у каждого оператора отличные от столичных конфигурации сервисов GPRS и MMS и к тому же много «серых» трубок, в которых не «зашиты» профили настроек российских операторов.

Под занавес прошлого года операторы проверяли рынок messaging на ценовую эластичность. «Мегафон» на СевероЗападе, а «Билайн» в Оренбурге попробовали продавать MMS по цене SMS. По словам представителей пресс-службы «Мегафон Северо-Запад», в прошлом году в период проведения акции объем MMS-трафика вырос в 10 раз.

Сегодня стоимость одного MMS-сообщения в сети российских операторов меньше средней мировой цены, подсчитанной Informa Telecoms & Media ($0,37), меньше примерно вдвое. В московской сети МТС одно MMS-сообщение стоит $0,19 без учета налогов. Столичный «Билайн» предлагает MMS за ту же цену ($0,19) без учета налогов, указывая на то, что оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ плюс 1%.

В сети «Мегафон-Москва» стоимость MMS ($0,19/6,30 руб.) включает НДС.

1469
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :