Дело "Гжелки" завершено


Суд определил законного правообладателя

В минувший четверг Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО) удовлетворил кассационную жалобу ООО "Гжелка". Фактически в нашумевшем "деле "Гжелки" наконец-то поставлена точка: определен подлинный и единственный правообладатель прославленного водочного товарного знака.

Конфликт за правообладание брендом "Гжелка" разгорелся между ООО "Гжелка" и ОАО "Торгово-промышленная группа "Кристалл". В ходе судебного разбирательства судьи установили, что знаменитая "Птица Гжели" принадлежит ООО "Гжелка". Однако с самим словесным обозначением "Гжелка" возникли сложности: оказалось, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) обеспечила правами на "Гжелку" оба спорящих субъекта. Правда, потом Палата по патентным спорам Роспатента признала недействительной регистрацию товарного знака "Гжелка" за ТПГ "Кристалл". И 22 декабря ФАС МО оставил это решение в силе.

Комментируя вердикт, гендиректор ООО "Гжелка" Юрий Локтионов отметил, что его компания удовлетворена решением арбитражных судей: "Суд лишил ОАО "ТПГ "Кристалл" каких-либо прав на использование словесного обозначения "Гжелка", а значит, ООО "Гжелка" осталось единственным законным правообладателем бренда".

Как показывает практика, постановления судов кассационной инстанции на поверку оказываются окончательными. Конечно, у ОАО "ТПГ "Кристалл" осталась возможность попытаться оспорить проигрыш в вышестоящих судебных инстанциях. Но для этого юристам группы придется начинать весь спор заново, в то время как оснований для претензий на бренд у них больше не осталось.

Призрачность шансов "Кристалла" подчеркивает еще и тот факт, что сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями, похоже, уже давно определились, кому действительно принадлежат права на "Гжелку". Дело в том, что ООО "Гжелка" заключило лицензионный договор на право использования именитого товарного знака "Гжелка" только с санкт-петербургским заводом "ЛИВИЗ". ТПГ "Кристалл", в свою очередь, производил "Гжелку" на заводе "Кристалл" в Калуге. По сути калужская "Гжелка" являлась контрафактом, поэтому неудивительно, что в последнее время сотрудники УБЭП арестовывают "Гжелку" именно из Калуги.

В частности, 7-9 декабря этого года сотрудники УБЭП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти арестовали на оптовом складе крупнейшего областного дистрибьютора алкоголя ООО "Алко-Балт", а также в торговой сети "Лента" партию контрафактной калужской "Гжелки". "Улов" оперативников превысил 488 тыс. бутылок. Чуть ранее коллеги питерских убэповцев из столичного ГУВД также арестовали контрафактную "Гжелку" калужского производства в нескольких крупнейших торговых сетях Москвы и в помещениях дилера-дистрибутора ООО "Фирма ЭСТИ".

К слову, в конце ноября компания Юрия Локтионова выиграла дело о привлечении "Фирмы ЭСТИ" к административной ответственности. Суд оштрафовал дистрибьютора на 300 МРОТ с конфискацией контрафактной продукции (порядка 2000 бутылок). Таким образом, на сторону к силовым ведомствам по борьбе с экономической преступностью и Роспатента встали и судебные инстанции, которые безоговорочно признали права ООО "Гжелка" на "Гжелку".

Сегодня же глава ООО "Гжелка" отмечает: "Приятно видеть, что милиция занята делом. Вдвойне приятна сознательность арбитражных судей. Только сообща можно по-настоящему противостоять интеллектуальному пиратству в России, и последнее решение Федерального арбитражного суда Московского округа - лишнее тому подтверждение. Со своей стороны и мы, и "ЛИВИЗ", и добросовестные дистрибьюторы подлинной "Гжелки" постараемся приложить максимум усилий для того, чтобы вернуть прославленной водке и общеузнаваемому товарному знаку их былой статус".

Действительно, на пике своей популярности "Гжелка" занимала 10.3% водочного рынка России, являясь по-настоящему народной маркой. Появившись в 1993 году, этот товарный знак был зарегистрирован на московском ликероводочном заводе "Кристалл". Интересно, что в раскрутку популярнейшей к началу XXI века водки не было вложено ни рубля: удачное название в совокупности с оригинальным дизайном этикетки, изображающей бело-голубую птицу, справились с этой задачей самостоятельно.

Хотя, конечно, были у "Гжелки" и свои неоспоримые преимущества: во-первых, бутылки именно этой водки стали первыми обладательницами гуала-рассекателей (или, как их тут же назвали в народе, "капельниц"). Во-вторых, "Гжелка" стала первой в сегменте водок, произведенных из спирта люкс, но доступных по цене среднему российскому потребителю (то есть она продавалась в той же ценовой категории, что и водка на основе спирта экстра, отличающегося более высоким содержанием посторонних примесей).

Однако народная любовь не только сделала "Гжелку" самым популярным алкоголем страны, но и привлекла внимание не самых добросовестных предпринимателей.

Торгово-промышленную группу "Кристалл" возглавляет Сергей Зивенко, которому сейчас нет и 40 лет. Он входит в рейтинг наиболее богатых "водочных королей" России с состоянием в 200 млн. долларов. Хотя впервые в этом бизнесе он был замечен сравнительно недавно: в 2000 году Зивенко назначили гендиректором ФГУП "Росспиртпром", доверив распоряжение алкогольными активами государства. И хотя на данном посту он провел всего лишь два года, приобретенный опыт и связи оказались для него лично бесценными.

В 2002 году Зивенко, очевидно, предчувствуя скорую отставку, с целью введения в заблуждение потребителя создал созвучную самому именитому ликероводочному заводу страны (московскому "Кристаллу") торгово-промышленную группу, которую сам и возглавил. Не исключено, что таким образом "водочный король" надеялся утвердить в сознании покупателей алкогольной продукции ассоциацию ОАО "ТПГ Кристалл" со знаменитым столичным заводом.

О том, насколько зыбко положение Сергея Зивенко сегодня, можно судить хотя бы по тому, что 21 декабря этого года прокуратура Калуги возбудила в отношении входящего в ТПГ завода "Кристалл" уголовное дело по факту нарушения исключительных имущественных авторских прав ООО "Гжелка". По самым скромным подсчетам незаконное использование калужским предприятием товарного знака "Гжелка" только за 6 месяцев этого года нанесло законному владельцу бренда ущерб в размере 7.6 млн. рублей.

В любом случае сегодня дело "Гжелки" закрыто. Судом определен настоящий хозяин - ООО "Гжелка", а выпуск водки доверен одному из самых авторитетных российских производителей ликероводочной продукции - санкт-петербургскому заводу "ЛИВИЗ". Потребителю же возвращена едва не исчезнувшая с прилавков настоящая "Птица Гжели".

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке