Новости для News


В этом году на рынке наружной рекламы начали происходить странные вещи

Во-первых, у лидера рынка News Outdoor появились конкуренты. Группа Gallery и «Вера-Олимп» так же как и News, скупают небольших операторов и декларируют намерение составить конкуренцию лидеру отрасли. Одновременно у News Outdoor возникли проблемы со столичными властями, а возможно, и федеральными.

В этом году Федеральная антимонопольная служба должна решить, рассматривать ли наружную рекламу как отдельную отрасль, и если да, то доминирует ли в этом сегменте News Outdoor.

$223 млн на «наружку»

News Outdoor стала единоличным лидером рынка наружной рекламы в конце 2002 года, когда прекратила свое существование компания «Тихая гавань» после убийства ее основателя Владимира Каневского.

До этого момента News считалась лидером в регионах, а у «Тихой гавани» было примерно на треть больше щитов самого распространенного формата 3х6 м по Москве.

В 2003–2005 году News Outdoor заключила с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) три кредитных договора на $223 млн (из них один — в мае 2005 года — на $160 млн), на которые приобрела ряд крупных российских операторов: петербургскую ОММ (4,3 тыс. поверхностей), «Атор» (осколок «Тихой гавани»; более 2,5 тыс. поверхностей), а также «Тринити Неон» (65 крышных установок).

В 2005 году News Outdoor, занимавшая к тому времени около 30% российского рынка, решилась на экспансию за рубеж. В мае компания купила относительно небольшого киевского оператора наружной рекламы «СВ Аутдор» (по оценкам экспертов, за $10 млн), а через месяц News Outdoor объявила о выходе на турецкий рынок, купив контрольный пакет акций местной фирмы Kamera Acikhava Reklamclik. «Также мы в этом году вышли на рынок Болгарии, а в следующем году начнем активно работать в Индии: уже открыли там офис и планируем начать там развиваться»,— говорит управляющий директор News Outdoor Group Максим Ткачев.

Конкуренты волнуются

Активная экспансия News Outdoor взволновала участников рынка. Они считали, что $160 млн, полученные от ЕБРР, позволят компании окончательно задавить конкурентов.

В июле на заседании профильного комитета Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) участники рынка обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой законодательно ограничить долю рынка, которую может занимать крупнейший оператор.

В этом году ФАС должна принять решение, рассматривать ли наружную рекламу как часть медиарекламного рынка или как отдельную отрасль. От этого зависит, начнут ли чиновники расследование деятельности оператора.

Кроме того, у News Outdoor начались сложности со столичными властями. В мае вице-мэр Москвы Валерий Шанцев предписал городскому комитету рекламы демонтировать 69 рекламных щитов компании, установленных на оборотных сторонах дорожных указателей на Третьем транспортном кольце и части МКАД. Этого потребовала Федеральная служба охраны (ФСО), полагающая, что «двусторонние» рекламные щиты над крупнейшими городскими магистралями могут использовать террористы. Эксперты предполагали, что борьба с терроризмом обошлась News Outdoor от $2,5 млн до $4,5 млн упущенной выгоды в год. А в октябре мэрия решила расторгнуть с крупнейшим оператором контракт на размещение щитов на Третьем транспортном кольце (ТТК) и МКАД и выставить эти места на конкурс. В News Outdoor настаивали, что конструкции на ТТК и МКАД размещены на законном основании, а действия чиновников объясняли недобросовестной конкуренцией со стороны «некоторых других операторов». «Они не могут конкурировать с нами цивилизованно, поэтому пытаются дискредитировать нас любыми доступными способами»,— пояснял тогда гендиректор News Outdoor Сергей Железняк.

Неожиданные конкуренты

Тем временем у News Outdoor появился серьезный конкурент. В конце сентября группа Gallery, второй по величине оператор наружной рекламы в России, до сих пор работавший только в регионах, приобрела у Умара Джабраилова осколок «Тихой гавани» — компанию Soviet Urban Image (1,2 тыс. поверхностей на крупнейших московских магистралях). Таким образом, Gallery Group стала вторым национальным оператором рынка наружной рекламы.

По оценкам экспертов, сумма сделки составила около $30 млн. Экспансию Gallery финансировал тот же ЕБРР, который ранее предоставил ей кредит в размере $23 млн. «Москва для нас всегда была мечтой, начать работать в этом городе для нас было очень важно, и мы очень рады, что в этом году эта мечта осуществилась»,— радуется президент Gallery Group Анатолий Мостовой.

А в ноябре ЕБРР и инвестфонд Baring Vostok Capital Partners приобрели неназванные миноритарные пакеты Gallery Group. Тогда Gallery заявила об интересе и к петербургскому рынку, где компания не была представлена.

Поэтому, когда осенью на рынке заговорили о продаже компании «XXII век», в числе наиболее вероятных покупателей называли именно Gallery Group. Однако в ноябре выяснилось, что новым владельцем «XXII века» стала «ВераОлимп», в результате ставшая вторым по величине оператором в столице.

После этих сделок News Outdoor в России по-прежнему лидирует: по данным «ЭСПАРАналитик», в 50 крупнейших городах компании принадлежит 25 552 носителя, а у Gallery — 5480. ВМоскве разница не так ощутима: у News — 10 513 поверхностей, у Gallery —1218, а у «Вера-Олимп» — 3267.

«Отрыв News Outdoor от Gallery, а тем более от „ВераОлимп”, по-прежнему очень велик, однако не исключено, что они смогут приблизиться к лидеру рынка»,— говорит Андрей Березкин. К тому же, отмечает эксперт, финансовые возможности у Gallery и «Вера-Олимп» куда более скромные, чем у News Outdoor.

Впрочем, Березкин прогнозирует и дальнейшую консолидацию отрасли. «Деятельность операторов становится все более инвестиционноемкой, что связано с переходом на новые технологии. Это требует средств, которых у небольших игроков нет. В этой ситуации более крупные игроки — News, Gallery и „Вера-Олимп” — оказываются в более выгодных условиях, чем все остальные»,— рассуждает Березкин. «Мы планируем создать конкуренцию нашим коллегам из News Corp»,— подтверждает Анатолий Мостовой из Gallery.

Максим Ткачев из News Outdoor Group также считает, что консолидация рынка продолжится. «В этом году еще две компании заявили, что они претендуют на то, чтобы стать центрами консолидации. Непонятно, будет ли по-прежнему три консолидатора или появится четвертый. Не исключаю, что более активную позицию займет Clear Channel (компания входит в тройку мировых лидеров наружной рекламы, работает в 45 странах мира, в том числе и в России), размышляет Ткачев.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке