Термокружки

Одной "Звезды" им мало

21.12.2005

Минобороны не намерено ограничиваться одним телеканалом, а создаст огромный медиахолдинг

Аппетит приходит во время еды. В понедельник, 19 декабря, Минобороны поделилось своими планами на будущее. Оказалось, что ведомство не намерено ограничиваться одним телеканалом, а создаст огромный медиахолдинг.

Военные уже зарегистрировали унитарное предприятие "Единая телерадиовещательная система Вооруженных сил Российской Федерации". В него войдет национальный телеканал "Звезда", радиостанция "Звезда FM", интернет-портал, телерадиовещательная студия и рекламное агентство. Руководителем нового ФГУПа назначен главный редактор телеканала "Звезда" Александр Лебедев.

Дальше - больше. По словам Лебедева, до мая 2006 года в Москве будет запущен телерадиокомплекс, который сможет передавать на спутник цифровой сигнал 10 теле- и радиоканалов. А в 2007 году начнет работу еще один телеканал, который Минобороны намерено использовать для внутреннего пользования.

Военные говорят, что без этого хозяйства не обойтись - только так можно вернуть доверие граждан к армии и "сохранить офицерский корпус". Внешне все выглядит вполне благопристойно - Минобороны, наконец, оценило важность информации и теперь пытается наладить правильный обмен ею. Ведомство даже готово переложить часть расходов на сторонних инвесторов - некоторые подразделения созданного ФГУП будут работать на коммерческой основе. Это в первую очередь касается телеканала "Звезда", где 49 процентов акций принадлежат коммерческим организациям (51 процент контролирует Минобороны). "Министерство обороны будет оплачивать только активы, принадлежащие ему. Ни одной копейки на коммерческие проекты оно тратить не будет," - говорит генеральный директор телеканала Сергей Савушкин. Структуры с участием коммерческих организаций будут развиваться на займы, кредиты, поступления от рекламы.

Однако более подробное знакомство со "Звездой" убеждает в том, что реальность имеет мало общего с заявлениями военных и мировым опытом. Медийный проект Минобороны - это вовсе не российский аналог телеканала Пентагона, как бы ни настаивали на этом российские военные. Главный информационный ресурс армии США - это клон CNN, где одна передача о военных сменяется другой: за репортажем из Ирака следует программа из Афганистана, после которой идет рассказ о ветеранах Вьетнама. На "Звезде" кирзовые сапоги мелькают гораздо реже - под программы на военные темы отдано только 10 процентов эфира. Остальное время занимают фильмы, передачи о жизни животных, просветительские программы о самоидентификации и, конечно же, сериалы. Все это имеет весьма отдаленное отношение к армии, зато этим можно привлечь самую широкую публику.

О том, что "Звезда" будет пропагандистским каналом, российские СМИ писали с тех самых пор, как в 2004 году министр обороны Сергей Иванов обнародовал планы по ее созданию. Первые месяцы вещания подтвердили такие прогнозы. Креативный директор "Звезды" Андрей Разбаш говорит, что главная задача "Звезды" - мобилизовать общество на служение России и стать "элементом национальной безопасности". При таком подходе всегда существует риск, что за кадром окажутся многие из тех явлений российской действительности, которые вызывают что угодно, но только не гордость. Так, креативный директор "Звезды" уверен, что НТВ поступает "мерзко", показывая по утрам фильмы про проституток.

Пока на канале нет собственной службы информации, и последние известия зрители "Звезды" узнают из выпусков новостей межгосударственной компании "Мир". В январе телеканал планирует отказаться от услуг "Мира", а до сентября - создать собственную информационную службу. Впрочем, уже сейчас нет иллюзий относительно того, как она будет работать. Газета "Время новостей" со ссылкой на менеджеров медиахолдинга Минобороны пишет, что сообщения о побегах российских военнослужащих будут обязательно сопровождаться сравнительной статистикой по числу побегов в других странах мира. А о дедовщине военные намерены рассказывать исключительно как об общероссийской проблеме.

Первоначально представители Минобороны настаивали на том, что на "Звезде" не будет рекламы. Однако в понедельник замминистра обороны Николай Панков заявил, что без нее не обойтись. Это означает, что "Звезда" намерена брать пример с федеральных каналов, которые неплохо отстаивают интересы государства и за счет рекламодателей. Существует только одно принципиальное отличие "Звезды" от "Первого канала", "России", НТВ. Это первый случай в пост-советской России, когда пропагандистский канал внутреннего пользования создается "с нуля".

В последние несколько лет власть показала, что она в состоянии установить контроль над любым интересующим ее активом, однако запуск нового бизнеса дается ей явно с трудом. По данным TSN Gallup Media, даже спустя десять месяцев после начала вещания "Звезда" не собирает у экранов телевизоров и одного процента москвичей. При этом в десятку самых рейтниговых программ пробиваются исключительно художественные фильмы.

Лишь недоумение вызывают некоторые заявления представителей и акционеров канала. Так, в понедельник, 19 декабря, замминистра обороны Николай Панков сказал, что "Звезда" должна быть интереса для компаний военно-промышленного комплекса. Такие фирмы, по словам военного, будут получать скидки, им же будет отдаваться приоритет в том случае, если спрос на эфирное время превысит предложение. Какой конкретно информацией ВПК может делиться с пенсионерами и домохозяйками, Панков не уточнил. Зато назвал компании, которые уже заключили со "Звездой" договоры. Среди рекламодателей - ПВО "Алмаз-Антей" и "Рособоронэкспорт".

Что такое административный ресурс, в России объяснять не надо. Ясно, что он может оказаться для компании весьма кстати в том числе и при распределении региональных частот (пока в большинстве российских регионов "Звезда" доступна только через кабель и спутник). Но вот можно ли только на административном ресурсе въехать в рынок - большой вопрос.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке