С запуском проекта в компании рассчитывают выйти в города-миллионники. Эксперты сомневаются в перспективах проекта: по их мнению, брэнд аптечной сети недостаточно известен в регионах. Кроме того, ритейлеры говорят, что франчайзи сложно контролировать.
О запуске программы франчайзинга сети «Первая помощь» «Бизнесу» рассказал коммерческий директор сети Петр Грек.
«В Москве мы планируем открыть первые аптеки самостоятельно через несколько недель, а в Петербурге у нас уже есть развитая сеть. Поэтому программа скорее рассчитана на города-миллионники и их пригороды, где мы пока не представлены»,— уточняет Грек.
Стоимость франшизы составит 1,5–2,5 млн руб. (в зависимости от срока договора — от пяти до 10 лет), роялти 5%.
От франчайзи потребуется помещение в собственности или в аренде сроком не менее пяти лет, обязательный формат аптеки — открытый (аптечный супермаркет). За это партнер сети получит право использования торговой марки. Кроме того, «Первая помощь» сделает ремонт помещения, предоставит все торговое оборудование, а также возьмет на себя расходы на рекламу.
Грек рассказывает, что с запуском программы сеть планирует за два года открыть в регионах около 50–70 аптек.
«Первая помощь» станет первой региональной сетью, которая начала развивать франчайзинговую программу.
Ранее этим занялись столичные сети «Ригла», «О3» и «Старый Лекарь». Эксперты фармрынка уверены, что в будущем за ними последуют и другие крупные сети. «Франшиза куда дешевле и проще поглощений, оборотных средств на постоянные поглощения не хватит даже лидерам рынка»,— уверен ведущий аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
Появление франшиз на аптечном рынке— свидетельство его роста, такая схема поможет сетям снизить расходы на развитие и повысить товарооборот, соглашается руководитель департамента регионального развития компании «СИА интернейшнл» Максим Якушкин.
«Однако говорить о том, что эта форма успешна и приживется на рынке, пока явно преждевременно. На рынке высока конкуренция, и сейчас любое начинание, даже если оно не успело подтвердить свою успешность, моментально копируется»,— считает Якушкин.
Участники рынка фармацевтической розницы сомневаются в перспективах франчайзинговой программы «Первой помощи». «Для развития франшизы необходим серьезный брэнд и явное конкурентное преимущество, которое можно было бы воспроизводить по франшизе. У сетей „Старый Лекарь” и „Первая помощь” единственное преимущество — низкие цены. Сомневаюсь, что с помощью франчайзинга удастся его сохранять»,— полагает гендиректор сети «Итек» Дмитрий Краснов.
С ним соглашается и гендиректор компании «Natur Produkt ритейл» Алексей Батулин. «Кроме как в Петербурге, брэнд „Первой помощи” неизвестен потребителю, развиваться по франшизе будет сложно». Батулин подчеркивает, что в последнее время франчайзинг многих сетей столкнулся со сложностями: «Не очень хорошая ситуация получилась у „О3” в Перми (местный франчайзи этой сети был куплен конкурентом — аптеками „36,6”.— „Бизнес”)».
Похожая ситуация случилась и с «Первой помощью», когда она работала по программе, похожей на франчайзинг, с государственными аптеками в Петербурге, которые были впоследствии приватизированы и проданы, вспоминает Батулин. «Мы бы не хотели попадать в такие же ситуации, пока контролировать франчайзи на аптечном рынке сложно»,— говорит он.
«Первая помощь» для миллионников
21.12.2005
Вслед за столичными аптечными сетями франчайзингом занялись и региональные ритейлеры. Такую программу запускает санкт-петербургская сеть «Первая помощь»