Необходимо защитить граждан от недостоверной и недобросовестной рекламы


Депутат от партии "Единая Россия" Олег Морозов о новом Законопроекте "О рекламе"

Рекламу по праву называют двигателем торговли, компасом в мире товаров и услуг, ориентиром альтернативного выбора. В ушедшую эпоху дефицита госмонополии призывали нас "летать самолетами "Аэрофлота" и "хранить деньги в сберегательной кассе". Но выбирать-то было не из чего.

Сейчас нас захлестывает бурный поток предложений. Теле- и радиоэфир, реклама на улицах, в почтовых ящиках, мобильных телефонах обрушивают на нас лавину информации. Рекламный бизнес стал важной частью российской экономики. Реклама затрагивает интересы каждого гражданина, имеет большое социальное значение. Она вторгается во все сферы жизни – здравоохранение и образование, работу и отдых, производство и торговлю, финансы и транспорт, политику и культуру.

Поэтому рекламная деятельность должна быть четко регламентирована, ее участники защищены от произвола чиновников, а потребители – от недобросовестной, недостоверной рекламы.

Действующий с 1995 года Федеральный закон "О рекламе" сыграл положительную роль. Он определил правовую базу формирования рекламного рынка, стабилизировал обстановку на нем. Но за 10 лет появилось множество новых форм и способов распространения рекламы - рекламный бизнес вырос из "детских штанишек" старого закона. Отражающие этот рост и более адекватные к реалиям правовые нормы были воплощены в отдельных "отраслевых" законах, предусматривающих требования к рекламе алкогольной продукции, ценных бумаг, лекарственных средств, физкультурных и спортивных мероприятий, пестицидов и ядохимикатов и многих других. Вышло так, что требования к рекламе одного и того же товара определяют два федеральных закона. Стало сложно их толковать, применять, контролировать.

Надо комплексно изменить рекламное законодательство. Консолидировать правовые нормы рекламы в рамках одного закона, учесть в нем все новые явления, рекламного бизнеса, весь предыдущий опыт правового регулирования.

Законопроект "О рекламе" определяет общие требования к рекламе, специальные нормы по отдельным группам товаров, аспекты саморегулирования и государственного контроля. Новый закон достаточно либерален. В нем создан четкий механизм требований и ограничений, а все неработающие или неэффективные запреты устранены.

Очень важно, что одна из главных целей законопроекта - предупреждение нарушений законодательства о рекламе, пресечение фактов недобросовестной, недостоверной и скрытой рекламы.

Законопроект дает четкий перечень форм недостоверной рекламы, ставит заслон завуалированной недобросовестной рекламе товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию, под видом другого товара. Так, например, реклама водки скрывается за рекламой родниковой воды, которую пьют старые друзья, вспоминая детство и, которая не замерзает при низких температурах и настаивается на березовых бруньках.

В радио-, теле-, аудио- и кинопродукции не допускается скрытая реклама, оказывающая подсознательное, зомбирующее воздействие на человека.

Нельзя ссылаться на одобрение объекта рекламирования органами государственной власти, местного самоуправления либо их должностными лицами.

Впервые вводятся специальные требования к рекламе биологически активных добавок (БАДов) и детского питания. Законопроект не допускает утверждений, что БАД обладает лечебными свойствами и избавит вас от болезни, а детское питание - полноценный заменитель материнского молока.

Законопроект запрещает демонстрировать в любой рекламе процессы курения или потребления алкогольных напитков, использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы и выражения.

При этом авторы отказались от закрепления в законе понятия неэтичной рекламы, справедливо полагая, что отношения в сфере этики и морали не могут регулироваться в административном порядке, а должны быть предметом общественного контроля и элементом саморегулирования рекламы.

Считаю важным, что рассматриваемый законопроект впервые устанавливает специальные требования к рекламе лоторей, игр и пари. Реклама не должна создавать впечатление, что участие в них является способом заработка, получения средств к существованию.

Законопроект определяет понятие и систему прав саморегулируемой организации в области рекламы, основная задача которых - разработка добровольных этических требований к рекламе, обеспечение контроля за их исполнением. Саморегулируемые организации будут представлять интересы своих членов в органах государственной власти и местного самоуправления, обжаловать их незаконные действия, предъявлять иски в судах, взаимодействовать с антимонопольными органами.

Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возлагается на антимонопольные органы, которые будут предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства о рекламе.

Законопроект предусматривает усиление ответственности за нарушение законодательства о рекламе. А недавно утвержденная поправка в Кодекс об административных нарушениях увеличивает штраф за нарушение рекламного законодательства в 10 раз – до 500 тысяч рублей.

Ко второму чтению законопроект прошел через горнило дискуссий и существенно доработан - 350 поправок рекомендованы к принятию. Наиболее важных из них ведут к уменьшению количества рекламы, ограничению участия в ней несовершеннолетних, большему регулированию рекламы на транспорте и наружной рекламы, ограничению рекламы казино и игорного бизнеса, запрет "зонтичных брэндов", когда под видом конфет, минеральной воды рекламируется алкогольная продукция. Усиливаются также требования по недопущению призывов к насилию и жестокости, рекламы наркотических средств, психотропных и взрывчатых веществ, органов и тканей человека в качестве объекта купли-продажи.

Предлагается ужесточить требования к рекламе лекарств. Нельзя усиливать рекламу лекарственных средств образами врачей и фармацевтов, дающими рекомендации к применению, создавать впечатление ненужности обращения к врачу или необходимости применять препарат здоровому человеку.

Нельзя будет устанавливать рекламные конструкции на территории культовых сооружений, искажать рекламой облик архитектурных памятников культуры.

В дополнение к существующим ограничениям предлагается запретить рекламу алкоголя, пива и табака в военных учреждениях и городках. Алкоголь и табак нельзя будет рекламировать на транспорте общего пользования.

Вместе с тем снят запрет рекламы пива и напитков для спонсоров российских и транслируемых международных спортивных соревнований, на демонстрацию рекламы пива в дневное время по телевидению, на ее размещение на стадионах.

Законопроект "О рекламе" очень востребован. Его принятие существенно повысит эффективность правового регулирования рекламной деятельности, обеспечит оптимальный баланс интересов потребителей, субъектов рекламной деятельности и государства, более действенную защиту граждан от недостоверной и недобросовестной рекламы.


Заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "Единая Россия" (www.edinros.ru),
Первый заместитель Председателя ГД РФ
Олег Морозов

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке