Возможно ли появление второго Google?


Рынок поиска в интернете достиг определенного уровня развития, когда структурные изменения практически неизбежны. Возможно, сейчас наступает время масштабных слияний

В последние годы на рынке поиска в интернете сформировалась устойчивая группа компаний-лидеров. Кроме Google, в нее входят также Yahoo, AOL и MSN. В этих условиях венчурные капиталисты и стартапы пытаются найти хоть какие-то свободные ниши, не занятые четырьмя гигантами. Об этом пишет интернет-издание CNet в статье «Возможно ли появление еще одного Google?»

Ходят слухи, что корпорация Time Warner сейчас ищет поискового партнера или готова даже продать портал AOL, так что на рынке поиска в интернете могут произойти масштабные изменения. В пользу этого предположения говорит и рыночная теория.

Теория гласит, что при достижении рынком определенного этапа лидер получает самое большую поддержку от инвесторов. Ближайший конкурент тоже получает поддержку, но гораздо меньшую. В то же время инвесторы теряют интерес к «маленьким» конкурентам. Именно это сейчас происходит на рынке поиска в интернете. Лидерство Google никто не может оспорить. Акции компании за год выросли почти в два с половиной раза. Поисковый трафик за тот же период вырос примерно на 30%. Акции Yahoo (ближайшего конкурента) выросли примерно на 4%, а трафик — на 12%. «Маленькие» конкуренты начинают испытывать жестокий кризис. Например, акции InfoSpace упали на 45%, а акции Mamma.com и LookSmart — более чем на 60%.

В то же время лидеры наращивают свои обороты. Объем рынка поисковой рекламы в США, по прогнозам, увеличится на 80% в течение пяти лет и достигнет $7,5 млрд. В битве за этот жирный кусок крупнейшие интернет-корпорации расширяют свое влияние на смежные сферы, такие как интернет-телефония и беспроводной доступ.

Что остается начинающим компаниям? Только искать узкие ниши и надеяться, что их купит кто-нибудь из гигантов. Появление второго Google практически нереально, потому что барьер для входа на рынок постоянно увеличивается.

Похожая ситуация уже наблюдалась раньше на рынке софта для обеспечения безопасности (консолидация рынка вокруг Symantec и Check Point Software Technologies) и на рынке CRM (Siebel Systems, Oracle и SAP). Стартапы выключились из борьбы и сфокусировались в нишах.

По мнению экспертов, в таких условиях единственно возможным способом выйти на один уровень с гигантами, поделившими рынок, — это представить по-настоящему подрывную технологию или бизнес-модель. Именно это сделала в свое время компания Salesforce.com, которая начала предлагать беспрецедентно дешевый доступ к системам CRM через интернет. Рынок буквально стал на уши.

На рынке поиска в интернете пока ничего такого нет. Здесь наблюдается заметная активность разве что в области нишевых поисковиков. Количество сделок в данной сфере увеличивается: в 2001 г. их было всего 8, в 2004 г. уже 27, а в 2005 г. — 31 на общую сумму $176,9 млн, по данным VentureOne и Ernst & Young. При этом Google и Yahoo стремятся покупать компании раньше, чем это сделают венчурные капиталисты.

Что будет дальше? Некоторые эксперты считают, что рынок поиска в интернете созрел для масштабной консолидации. Ходят слухи, что корпорация Time Warner сейчас ищет поискового партнера или готова даже продать портал AOL. В то же время нельзя исключить возможность IPO нескольких поисковых компаний. Успех компании Google был настолько поразительным, что рынок до сих пор не пришел в себя от шока.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке