Раньше умы занимали киберсквотеры, которые или столбили вперед доменные имена, или подлавливали нерасторопных людей, перехватывая домены при первом удобном случае. Процессы эти в законе четко не определены, люди решали возникшие вопросы в меру своих возможностей и амбиций.
Теперь есть вполне законный способ отбирать домены.
Кто первым отыскал дырку в законодательстве, позволяющую получить понравившийся адрес, сейчас уже неважно. Из событий, попавших в прессу, вспоминается дело о домене Vitek.ru. Некая компания «БизнесАльянс» зарегистрировала товарный знак Vitek.ru.
А соответствующее доменное имя принадлежало другой компании — «Кукурузный мир „ВИТЭК”». Товарный знак был зарегистрирован позже, чем домен, но Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области это не смутило, так что постановили запретить изначальным «кукурузным» владельцам использовать домен Vitek.ru. Запретили, в сущности, потому, что в законодательстве много сказано о товарных знаках и почти ничего — о доменах.
Рунетчиков это событие, мягко говоря, взволновало.
Есть тысячи сайтов, которые в большей или меньшей мере приносят деньги их владельцам, но юридически все оформлено далеко не у всех. Правильнее даже сказать, что у большинства домен-то есть, но о товарных знаках и мыслей никаких не было. А тут обнаруживается, что враги-супостаты, более подкованные в юридических вопросах, могут завладеть любимым доменом на законных основаниях, если подсуетятся раньше хозяев.
Второй громкой историей с доменами и товарными знаками недавнего времени стал инцидент с Anekdot.ru.
Когда появилась информация, что проект собирается купить РБК, выяснилось, что товарный знак Anekdot зарегистрирован и его хозяин готов препятствовать продаже одного из самых старых проектов в Рунете. Правда, он заявляет, что собирается делать это исключительно из любви к Anekdot.ru и ненависти к РБК, который, мол, погубит любимый проект.
Не так важна в этом случае мотивация тех или иных людей. Они могут добиваться разных целей, но используют один и тот же прием для получения каких-то прав на домен. И фактически сейчас происходит стихийное встраивание одной из областей бизнеса в интернете в рамки существующего законодательства.
Нет четких законов по поводу доменов — не беда, будем использовать закон о товарных знаках для придания юридического веса виртуальной собственности.
Пусть товарный знак и домен — вещи довольно разные, в том числе и по юридическим сущностям, но это реальность, в которой приходится существовать здесь и сейчас. То есть все эти движения последних дней вокруг доменов и товарных знаков суть сигнал для рунетчиков: если хотите делать бизнес в интернете, позаботьтесь о юридических формальностях — сделайте все, «как у больших». Типичный сигнал взросления рынка. Просто он, надо думать, многим неприятен. Но трагедии нет: некоммерческие проекты частных лиц в большинстве своем так и останутся без всяких регистраций товарных знаков, а проекты, ориентированные на получение денег, должны быть готовы заплатить за ощущение безопасности. В конце концов, не все же в бирюльки играть.
Битвы за домены
08.12.2005
В последнее время в Рунете вокруг доменов поднялась новая волна битв, на этот раз основанная на совершенно законных основаниях, но от этого хозяевам сайтов легче не становится