Термокружки

«Триколор ТВ» - спутниковое ТВ для глубинки

05.12.2005

В минувшую пятницу ЗАО «Национальная спутниковая компания» (НСК) объявило о коммерческом запуске проекта спутникового телевещания «Триколор ТВ»

Основная задача проекта — дать возможность жителям удаленных регионов принимать российские телеканалы. Рынок гадает, кто профинансировал создание спутникового оператора, не веря в частных инвесторов, вложивших в «Триколор ТВ» более $10 млн.

«Речь идет о 50 млн человек, проживающих в районах европейской части России, включая Урал, которые и сейчас не охвачены многопрограммным вещанием. В перспективе мы выйдем на вещание в Сибири и на Дальнем Востоке»,— пояснил «Бизнесу» исполнительный директор НСК Дмитрий Волобуев. По его словам, компания обеспечивает цифровое вещание через спутник EutelsatW4, на котором арендована передающая емкость. Тестовое вещание «Триколор ТВ» начал в октябре 2005 года, а с 12 ноября начата передача программного пакета, которую обеспечивает ФГУП «Космическая связь». Компанией пока заявлено о «работе по окончательному формированию пакета из 14 основных российских каналов», хотя на сегодняшний день в него входят «Россия», «Культура» (оба в тестовом режиме), «Спорт», СТС, Ren-TV, ДТВ, ТВ-3. Первый канал и НТВ, а также военно-патриотический «Звезда», по словам Волобуева, появятся в сетке в начале 2006 года.

Коммерческой особенностью телевидения от «Триколора» является отсутствие абонентской платы. Для его приема нужно лишь оплатить установку и подключение приемника—ресивера, который обеспечивает цифровое кодирование сигнала, и 60-сантиметровой «тарелки». Обычной для операторов спутникового ТВ является практика, когда абонент разово платит от $200 и выше за установочный комплект (декодер и антенну) и периодически — за карточку доступа.

По мнению игроков рынка, от размещения рекламы в эфире «Триколор ТВ» значительных доходов ожидать не стоит: НСК предлагает свой продукт для небогатой аудитории, которая не может себе позволить тратить на спутниковое ТВ $20–50 в месяц. «Критично важно появление в пакете „Триколора” основных каналов: Первого и „России”,— отмечает гендиректор ЗАО „Белка-телеком”, входящего в число дилеров „Триколор ТВ”, Борис Сарапулов.— От этого во многом зависит успешность проекта и размер рекламных бюджетов».

По его мнению, реализация проекта будет эффективна при условии его финансирования из бюджетных средств по аналогии с французским каналом TV5, который, имея статус общественной организации, обеспечивается государством.

Между тем Дмитрий Волобуев категорически отказался раскрывать «Бизнесу» размер и источник инвестиций в проект «Триколор ТВ», отметив лишь только, что средства получены как частные инвестиции и «бизнес-проект развивается по плану». В октябре несколько тысяч комплектов ресиверов поступили к дилерам. «На сегодняшний день наше оборудование доступно по рекомендованной розничной цене в 3500 руб.»,— поясняет Волобуев. По его словам, до конца года планируется установить около 50–70 тыс. ресиверов, что приведет к охвату, сравнимому с «НТВ-плюс», в 200–250 тыс. абонентов.

В планах НСК — за два-три года установить 500 тыс. приемных комплектов. Это обеспечит 1,5–2 млн абонентов для «выхода на устойчивую прибыльность проекта».

Версию о продвижении корпорацией General Satellites дешевых ресиверов Дмитрий Волобуев отвергает. «Мы никогда не продадим ресиверов столько, чтобы покрыть затраты даже на аренду канала спутника»,— поясняет он. Только за аренду емкости EutelsatW4 НСК заплатила более $7 млн, не считая затрат на покупку контента и обеспечение трансляции в удаленных районах. По оценкам специалистов, чтобы окупить $10–15 млн инвестиций, дилеры «Триколор ТВ» должны продать несколько миллионов ресиверов, учитывая, что прибыль собственно НСК составит не более 15%.

Гендиректор ООО «Компания SpaceSat» Эдуард Кротов не исключает, что за проектом «Триколор ТВ» «стоят госструктуры». «Можно было предположить, что это коммерческий ход „НТВ-плюс” по привлечению низкодоходной аудитории, если бы не слухи о подготовке „НТВ-плюс” аналогичного предложения»,— отмечает он. Кротов уточняет, что абонент, потратив $30– 40 на несложную модернизацию ресивера от «Триколор», может, купив карточку доступа, принимать «НТВ-плюс». По его мнению, без финансовой подпитки проект НСК в его сегодняшнем виде (передача через спутник только российских эфирных каналов) угаснет через два-три года. А большинство абонентов «Триколора» уйдут к «НТВ-плюс». В «НТВплюс» отказались комментировать появление нового спутникового оператора, настаивая, что «Триколор» им не конкурент, поскольку работает в другой нише. «Возможно, что проект рассчитан под выборы 2008 года, чтобы обеспечить доставку агитационных материалов центральных каналов в отдаленные районы»,— выразил свое мнение представитель крупной телекоммуникационной компании, пожелавший остаться неназванным.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке