Невменяемый налог


Пермская гордума планирует принять ставки единого налога на вмененный доход для ряда видов коммерческой деятельности. Рекламисты утверждают, что эти новшества грозят обрушить их бизнес. В мэрии предлагают не обращать внимания на подготовленный проект

На следующей неделе Пермская городская дума планирует принять порядок взимания единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на территории Перми. Документ определит размер понижающих коэффициентов к ставке ЕНВД, установленной в размере 15 % от вмененного дохода. Размер базовой доходности принят на федеральном уровне решением Государственной думы. Муниципалитетам дается право определить размеры понижающих коэффициентов к базовой ставке (от 1 до 0,005) по видам коммерческой деятельности для учета специфики ведения бизнеса в местных условиях. Проект соответствующего решения на рассмотрение комиссии по бюджету гордумы представил городской департамент финансов. По ряду видов деятельности это структурное подразделение мэрии Перми сочло возможным не снижать базовую ставку налога, установив понижающий коэффициент К2 в размере единицы. В частности, это коснулось наружной рекламы. Рекламисты тут же забили тревогу, отмечая, что если с таким предложением гордума согласится, это обрушит их бизнес. Соответствующее обоснование для народных избранников готовит Пермская ассоциация рекламных агентств (ПАРА). Исполнительный директор этого некоммерческого объединения Александр Дубровский называет размер ЕНВД, который планируется взимать с наружной рекламы, непосильным для бизнеса.

Александр Дубровский:
— ЕНВД представляет собой специальный режим налогообложения. Сейчас рекламные агентства, занимающиеся наружной рекламой, платят в бюджеты разных уровней целый набор установленных налогов: на прибыль, имущество, единый социальный налог и т. д. Однако после внесения Госдумой изменений в Налоговый кодекс взамен их наружная реклама должна облагаться ЕНВД. В принципе, такое решение можно признать рациональным. Для малого бизнеса платить множество налогов обременительно, во-первых, и, во-вторых, неудобно в связи с большой налоговой отчетностью. Точно также неудобно обрабатывать большой поток документации по копеечным суммам и налоговикам. Для этого и введен ЕНВД. Общий принцип его действия прост: налог составляет 15 % от дохода, полученного с определенного количества площади. Вся проблема — в определении базовой доходности. Законодатели ее установили, исходя из максимально возможной доходности. Так, для наружной рекламы базовая доходность (вмененный доход — прим. ред.) определена в размере 4 тысяч рублей с 1 квадратного метра.

По словам Александра Дубровского, базовая доходность в размере 4 тыс. рублей — сумма, которую возможно получать с рекламных конструкций, расположенных в самом центре Москвы, рядом с Красной Площадью и на улице Тверской. Поэтому законодатели и дали возможность органам местного самоуправления с помощью понижающего коэффициента адаптировать размер этого налога к местным условиям. То есть уравнять вмененный доход, установленный на предельном уровне, к фактической доходности на той или иной территории.

Марат Биматов:
— Средняя цена одной стороны стандартной конструкции 3х6 в Перми составляет 28 долларов, примерно 7,98 тысяч в рублевом эквиваленте. И в случае если гордума примет коэффициент равный единице, налог составит около 11 тысяч рублей в месяц с одной стороны конструкции 3х6. То есть стоимость размещения для рекламодателя автоматически возрастет более чем в два раза. Это тут же повлечет за собой потерю местных клиентов, представляющих малый и средний бизнес. Бутикам, магазинам и прочим небольшим организациям, которые используют наружку в силу ее доступности по цене, просто негде будет размещать рекламу. К тому же не факт, что крупные рекламодатели ни с того ни с сего станут платить за размещение двойную цену. Для нас реальный коэффициент — 0,03 для окраин города и 0,05 в центре. Все, что выше этого, влечет удорожание стоимости услуг.

По мнению рекламистов, цифры, которые они предлагают, не должны оцениваться с позиции много это или мало. По их словам, ЕНВД вводился не для утяжеления налогового беремени, и те налоги, которые они сегодня платят в казну, уже заведены в себестоимость их услуг. Если не принять коэффициент, который они предлагают, произойдет скачок цен на их услуги, что повредит бизнесу.

Точно также пессимистично смотрят на последствия введения максимальной ставки ЕНВД и представители федеральных сетевых рекламных агентств. Региональный представитель пермского филиала News Outdoor Russia Владимир Федотов в интервью «bc» заявил, что Пермь — и так не самое лучшее место для ведения бизнеса, связанного с наружной рекламой. Ведь здесь установлен один из самых высоких уровней арендной платы за размещение конструкций, и большие сетевые компании держат в Перми свои представительства из расчета удовлетворить запросы крупных заказчиков, заинтересованных в повсеместном размещении своей рекламы. «По сравнению с другими филиалами нас можно назвать дотационным подразделением компании, несмотря на то что работаем мы активно и качественно», — отмечает
г-н Федотов.

«Очевидно, что если не применять понижающий коэффициент, то есть установить его на уровне единицы к базовой ставке налога, значит, приравнять по уровню доходности рекламный щит, расположенный где-нибудь на Гайве, к щиту, установленному в самом центре Москвы», — отмечает Александр Дубровский. «К тому же даже в самом центре Москвы принят понижающий коэффициент на уровне 0,5», — добавляет он.

Задача, которая стоит перед депутатами думы и департаментом, разработавшим размеры понижающих коэффициентов, — определить фактическую доходность того или иного бизнеса и, исходя из этого, применить понижающий коэффициент, считают рекламисты. Однако, отмечают они, никто этого сделать не удосужился, посчитав, что проще не проводить обоснованных экономических расчетов понижающего коэффициента, установив его на уровне единицы.

Александр Дубровский:
— В силу того, что администрация города не стала заниматься определением фактической доходности рекламного бизнеса, нам пришлось делать это самим. Задача не из простых, но выполнимая. Мы собрали показатели работы разных рекламных агентств, проанализировали опыт других городов и направили свой отчет в Пермскую торгово-промышленную палату с тем, чтобы специалисты этой организации дали компетентное заключение. Мы вывели среднюю фактическую доходность по пермскому рынку. В целом, по нашим расчетам, средняя доходность одного метра конструкции 3х6 в Перми составляет 197,95 рублей. Кроме этого, необходимо учитывать и такие факторы, как размер рекламного изображения, престижность его месторасположения, его размещение относительно движения транспорта, сезонность спроса. Все это учтено в методике расчета арендной платы, которую рекламисты перечисляют городу, поэтому на учете этих факторов при расчете ставки ЕНВД не настаиваем. По нашим расчетам, понижающий коэффициент (К2) должен составить 0, 049.

Депутаты Пермской гордумы во мнениях относительно рекламного вопроса расходятся. Многие признаются, что еще не вникали в суть проблемы, но обязательно сделают это перед тем, как принимать какое-либо решение.

Обещает разобраться в проблеме депутат Денис Ушаков. Правда, отмечает г-н Ушаков, сколько бы решений по рекламе дума не принимала, столько в ее адрес следовало протестов из прокуратуры и антимонопольного управления по заявлениям вечно недовольных рекламистов. Более лояльно по отношению к ним настроен коллега Ушакова, депутат Василий Кузнецов.

Василий Кузнецов:
— Тот вариант с коэффициентом один для наружной рекламы, который нам представлен мэрией Перми, носит не окончательный характер. Более того, наша комиссия (по бюджету — прим. ред.) рекомендовала депутатам еще на прошедшем пленарном заседании отложить принятие этого документа. Как член горсовета по рекламе я хорошо понимаю, что оставлять коэффициент равный единице применительно к наружной рекламе недопустимо. Если мы будем принимать решение, то обязательно ознакомимся с опытом других крупных городов в этой сфере.

Сами рекламисты говорят, что сравнение с другими регионами в решении этого вопроса ничего не даст. По словам Марата Биматова, несмотря на то что ЕНВД для рекламы нигде не принят на уровне единицы, это не означает, что простое сравнение поможет снять проблему.

Марат Биматов:
— При расчете ставки ЕНВД надо смотреть на величину арендной платы за место под конструкции и стоимость размещения рекламы для заказчиков по разным городам. В Перми размер взимаемой арендной платы — один из самых высоких, а клиент за размещение своей рекламы платит меньше, чем, например, в Екатеринбурге или Самаре. Соответственно, и реальный доход пермских рекламистов ниже, чем в других крупных городах. Раз ЕНВД предполагает расчет фактических доходов, его необходимо устанавливать, учитывая как величину арендных платежей, так и уровень цен на услуги.

С этим соглашается и Александр Дубровский: «Если есть желание, можно взять коэффициент к ЕНВД и больше чем тот, который мы предлагаем. Достаточно снизить размер арендной платы и по-новому рассчитать фактическую доходность одного рекламного места. Сравнение с другими городами здесь может быть использовано для того, чтобы реально оценить, к чему может привести установление неоправданно высоких налоговых ставок. Так, например, в Орле рынок обрушился как раз из-за завышенной налоговой ставки. В Курске, где приняли коэффициент 0,1, рынок просто стагнирует, притом что нормальное поступательное его развитие должно демонстрировать ежегодный рост на уровне 20-25 %. Это не только в интересах бизнеса, но и в интересах городских властей, если они хотят способствовать увеличению налогооблагаемой базы».

Больше всего рекламисты возмущены тем, что при определении размера ставки ЕНВД с ними никто не посоветовался и не удосужился привлечь экспертов от рекламного бизнеса при разработке проекта, устанавливающего размер налога по видам деятельности.

Александр Дубровский:
— Причина всей это истории, на мой взгляд, банальна. Проcто никто не захотел детально разобраться в вопросе. Куда проще взять и расставить размер коэффициента волюнтаристски. К тому же никто даже не позаботился о том, чтобы соблюсти обещание федеральной власти, которая, вводя ЕНВД, отмечала, что это делается для облегчения ведения бизнеса, но никак не наоборот.

В департаменте финансов горадминистрации комментировать ситуацию отказываются. Чиновники отмечают, что детально характеризовать разработанный ими проект не актуально. По их словам, даже в случае принятия гордумой ставок ЕНВД на пленарном заседании 28 ноября, не факт, что удастся опубликовать этот документ до 1 декабря 2005 года. Если этого не произойдет, он не вступит в силу с 1 января 2006 года, и не удастся рассчитать с учетом введения ЕНВД бюджет Перми на будущий год. Соответственно, отмечают в департаменте, вопрос может быть отложен до 2007 года. Рекламисты парируют, что налоговый кодекс позволяет городским властям ввести ЕНВД, начиная с любого квартала в течение года, и, значит, их усилия вполне оправданны.

Кроме того, опрошенные «bc» эксперты предположили, что, кроме них, недовольными могут остаться и бизнесмены из других сфер деятельности, для которых также установлен коэффициент ЕНВД равный единице.

Кроме щитовой наружной рекламы, ЕНВД напрямую коснется и таких видов «наружки», как реклама на светодиодных мониторах и транспорте. В последнем случае ЕНВД будет взиматься с единицы средства передвижения, на котором размещается реклама. Для этих подвидов наружной рекламы горадминистрация предлагает ввести коэффициент также на уровне единицы. И точно также рекламисты из этой сферы отмечают, что налог превысит стоимость их услуг практически в два раза.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке