Борьба за "русскую водку"


Наряду со словами "спутник" и "перестройка", в большом мире Россия ассоциируется и с другими – такими как "икра" и "водка"

В смутные времена 90-х нашлось немало людей, желающих сделать деньги на популярности таких расхожих терминов, как "русская водка".

Тем не менее, с конца 2001 года, когда государство решило восстановить контроль над советскими алкогольными торговыми марками, началась борьба за "русскую водку", в которой основными соперниками выступили федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" и группа S.P.I. предпринимателя Юрия Шефлера.

Два года назад Роспатент зарегистрировал словосочетание "русская водка" как наименование по месту происхождения за ФКП "Союзплодоимпорт". Представители S.P.I. (СПИ-РВВК) подали возражение в палату по патентным спорам Роспатента, но в жалобе было отказано. В сентябре 2005 г. компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, потребовав признать действия палаты незаконными, пишет газета "Ведомости". По словам гендиректора ФКП Владимира Логинова, вчера суд отказал СПИ-РВВК в иске.

Юристы уже называют процесс "политическим", а ФКП тем временем пытается получить права на "русскую водку" и в США, чтобы запретить там S.P.I. продавать водку Stolichnaya как "русскую". Еще в прошлом году "Союзплодоимпорт" обратился в американское патентное ведомство с целью получить сертификационный знак "русская водка" на территории США, ссылаясь на свидетельство о владении аналогичным наименованием в России.

В случае успеха ФКП сможет запретить продажу в США любой "русской водки", выпущенной не в России. "У РФ, как и у любого государства, есть право идентифицировать свои товары, в том числе водку, так как Россия — родина водки", — объясняет Логинов и приводит в пример подобные наименования — Cognac и Champagne.

Вообще ситуация чем-то напоминает известную притчу о слоне и моське. По данным Impact Databank, в 2004 году продажи алкоголя S.P.I. составили $3,59 млрд, в то время как доход ФКП, по его собственным данным, в этом же году составил 100,5 млн рублей, а чистая прибыль – 38,4 млн рублей.

Однако, моська может пребольно кусаться, ведь если ФКП победит и приобретет сертификацию в Америке, то S.P.I. получит ощутимый урон, сравнимый с объемами продаж: по данным адвокатской конторы Quinn Emanuel, которая представляет интересы ФКП, в этой стране объем продаж группой S.P.I. напитков Stolichnaya и Moskovskaya составляет порядка $600 млн в год.

Тем не менее, в S.P.I. сомневаются, что ФКП удастся получить права на "русскую водку" в США. "Заявка не может быть основана на свидетельстве Роспатента и будет отвергнута, в том числе и из-за того, что ФКП не является производителем водки", - уверен Скурихин. Кроме того, зампред совета директоров группы считает, что ФКП получило права на это наименование незаконно, а группа намерена обжаловать решение суда.

"Закон позволяет приобретать такие права производителям, а ФКП ничего не производит, у них нет заводов и даже лицензии на выпуск водки", - цитируют "Ведомости" слова Скурихина.

По мнению некоторых экспертов, этот спор лежит скорее в политической плоскости, и давать какие-либо прогнозы довольно сложно, но шансы S.P.I. выиграть процесс в России выглядят "довольно призрачными". А у ФКП тоже могут быть сложности с сертификацией, так как у русской водки нет особых свойств, которые обусловлены человеческими или климатическими факторами, характерными только для России, поэтому регистрация такого наименования вызывает много вопросов.

Все же думается, многие россияне согласятся с тем, что такой мощный бренд, как "Русская водка", да и вообще, наименования, связанные с апеллированием к национальным понятиям "русский", "русское", и т.п., скорее должны принадлежать казенному (выступающему от имени государства) предприятию, нежели отдельному, пусть даже талантливому и удачливому, бизнесмену. Понятно, что дело не в водке, а в том, что речь идет о крупном источнике доходов с импорта.

Напомним, что на сегодня под контролем ФКП находится российский рынок водок "Столичной", "Русской" и "Московской", и также оно получает плату за использование этих товарных знаков, а S.P.I. контролирует зарубежный рынок продаж водок Stolichnaya и Moskovskaya, выпущенных на заводах в Риге и Тамбове. Кроме того, S.P.I. является совладельцем завода СПИ-РВВК в Калининграде.

box_direct_item
ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN