Разговор на грани фола


Однажды менеджер индийского центра разработок Microsoft Аврора Пуннит решила познакомить со своей командой читателей корпоративного блога

В ответ на стандартное представление она получила поток язвительных комментариев. «Интересно, с какой стати Microsoft переводит разработку в Индию, вместо того чтобы нанять программистов в Редмонде»,— комментирует один из блоггеров. «Все очень просто,— отвечает второй,— они получают хороших специалистов по низкой цене, но отнимают работу у американцев». Третий успокаивает собеседников тем, что любой из них без проблем получит работу в McDonald’s.

Пара русских блоггеров на русском же языке добавляет, что после начала работы индийцев над проектом седьмого Internet Explorer они с удовольствием перейдут на Firefox. А завершает дискуссию вездесущий жаргонизм всея Рунета: «Индусы жгут».

Так выглядит фрагмент одного из типичных обсуждений в блоге компании Microsoft. И это не исключение. На Западе ведение корпоративного блога уже давно стало привычным явлением. Прелестными островками «свободных дискуссий» обзавелись едва ли не все более или менее крупные компании. Среди пионеров блогдвижения — Microsoft, Apple, Macromedia, Yahoo!, Google, HP, Sun. Главный блогопоиск Technorati насчитал в Сети 21 млн интернет-дневников, и каждые полгода их число удваивается. В прошлом году слово blog стало самым частым запросом в английском толковом онлайн-словаре Webster. А два года назад в Бостоне прошла первая конференция бизнесблогов Weblog Business Strategies 2003 Conference & Expo, на которой блоги рассматривались в качестве нового коммуникационного канала. Сегодня около 40 крупнейших мировых корпораций из списка Fortune 500 ведут корпоративные блоги для внутреннего и внешнего пользования.

Правда, большинство блогов ведут частные пользователи, но в списке самых популярных, по версии Technorati, фигурируют и блоги компаний.

Так, под номером 14 значится корпоративный блог Google, а на 71-м месте находится IE blog от Microsoft. Просто бешеной популярностью пользуется блог Роберта Скобла — сотрудника Microsoft с нетривиальной ипостасью «технического евангелиста». По официальной версии, его дневник не цензурируется PR-службами Microsoft.

Сам Скобл славится умением подшутить как над коллегами, так и над конкурентами. В одном из последних ноябрьских постов Скобл объясняет, как сконвертировать видеофайлы из Windows Media в понимаемый плейером iPod-формат.

А уже в следующем сообщении дает ссылку на описание новых плейеров-«убийц» iPod.
Общение «бульдогов под ковром»

Понятно, что столь неформальное общение на корпоративные темы могут позволить себе лишь единицы. В большинстве своем корпоративные блоги посвящены продуктам и событиям в компаниях. И что характерно, чаще всего они довольно жестко модерируются. Ведь через свободное обсуждение в Сеть могут просочиться все тайны мадридского двора, которые руководство компаний предпочло бы не афишировать. Так, читателей блога Yahoo! вряд ли ждут веселые откровения его сотрудников. Зато обсуждение «свободными пользователями» особенностей сервиса Yahoo! Map заставит улыбнуться любого. «Вы придумали интересные новые фишки, но загружаются они не так быстро, как Google Maps»,— пишет один из блоггеров. Другой собеседник язвительно замечает, что неплохо было бы оптимизировать сервис и под другие браузеры. Как это делает опять же основной конкурент Yahoo! — компания Google. А в неофициальном блоге Apple пользователи сетуют на то, что в компьютере Mac Mini всего два выхода USB. «Поверьте, далеко не все покупают Mac Mini за дизайн,— пишет блоггер,— меня устраивает его небольшая цена, и я хотел бы, чтобы он был не только красив, но и функционален». Так что говорить о какой-либо политкорректности в более или менее свободном блоге не приходится. И это становится главным камнем преткновения, когда компания собирается завести свой блог. С одной стороны, корпоративный дневник может стать центром неофициального общения с клиентами. Американский специалист по PR Том Мерфи уверен, что блоги — своего рода средство «очеловечивания компании в глазах аудитории». Этой точки зрения придерживаются, например, в компании IBM. «У каждого из 329 тыс. сотрудников есть свои навыки, которыми они готовы поделиться с коллегами,— говорит специалист по связям с общественностью IBM Галина Данилина.— Кроме того, блог дает нам возможность взаимодействовать на новом уровне с нашей целевой аудиторией».

Правда, большинство блогов IBM для внутреннего пользования. В интранете корпорации есть специальный портал Blog Central, на котором за десять месяцев зарегистрировалось около 15 тыс. сотрудников, а около 2000 из них активно ведут свои блоги. Наличие «корпоративного дневника», по мнению руководства Avaya, свидетельствует о готовности компании к открытому общению. Правда, в самой Avaya всего один бизнес-блог, открытый для пользователей интернета.

Посвящен он развертыванию телекоммуникационной сети компании для соревнований FIFA и носит скорее информационно-познавательный характер. В общем, к ведению открытых блогов пока готовы далеко не все компании.

Блог без права переписки

Правда, у всеобщей «блогомании» последних лет существуют и свои теневые стороны.

Особенно это заметно в корпоративной блогосфере. Со временем стало понятно, что далеко не все компании довольны «свободным» общением своих сотрудников. И что самое интересное, претензии чаще всего обращены не к участникам корпоративных блогов, а к нелояльным сотрудникам, рассказывающим в личных блогах «всю правду» о своей компании. Интернет пестрит громкими историями увольнений сотрудников, ставших жертвами чрезмерного внимания работодателей к их личной переписке в Сети. Причем в числе «палачей» зачастую выступают те же корпорации, которые активно продвигают блогосферу как место общения с пользователями. Известно, что два года назад Microsoft уволил своего сотрудника Майкла Хэнскама, опубликовавшего фотографии компьютеров Apple на складах Microsoft. Формальным поводом для увольнения стало обвинение Хэнскама в нарушении безопасности. А в январе этого года был уволен сотрудник Google Марк Джен, рассуждавший в блоге об атмосфере в компании и о финансах. «Я был в настоящем шоке, узнав об увольнении из-за моего блога,— писал Джен в том же блоге.— Дело в том, что за пару дней до этого мы совместно с менеджером буквально стерли из блога всю „неудобную” информацию о компании». Увольнением блоггеров отметилась авиакомпания Delta AirLines, а также ряд американских университетов и СМИ. В Сети существуют даже специальные ресурсы, публикующие список «компаний-блогофобов».

Больше того, развитие блогосферы достигло такого уровня, что появились документ о защите прав блоггеров и специальный FAQ (часто задаваемые вопросы) о том, как вести себя в блоге, чтобы не быть уволенным. Блоггерам рекомендуется писать только под псевдонимами и не упоминать в комментариях реальных имен и названия места работы.

А тем, кто все же опасается быть отловленным системными администраторами компании, советуют пользоваться специальным сервисом Anonimyzer, который шифрует IP и перенаправляет трафик.

В неразвитой среде

В России личные блоги пользуются огромной популярностью уже не первый год, и мало кто из постоянных пользователей Сети не ведет свой ЖЖ («Живой журнал»). Однако среда корпоративных дневников практически неразвита.

Так, довольно известных блогов компаний не насчитать в Рунете больше десятка. Самые известные проекты— блог «Вируслист» от Лаборатории Касперского, «Записки антиспамеров» от интернет-сервиса «Спамтест» и открывшийся недавно корпоративный блог «Яндекса». «Мы создали этот блог для обсуждения различных аспектов ИТ-безопасности, чтобы пользователи могли комментировать размещаемые нашими вирусными аналитиками материалы»,— поясняет руководитель информационной службы Лаборатории Касперского Ольга Кобзарева. По ее словам, за разговоры в блоге у них не был уволен ни один сотрудник. В «Яндексе» возможную проблему некорректных комментариев или утечки информации решили гораздо проще. Блог проходит жесткую премодерацию, и «простые» пользователи не могут свободно добавлять в него свои комментарии. В «Яндексе» эту политику объясняют тем, что у сотрудников не хватает времени на модерирование блога.

А оставить его в свободном пользовании руководство компании явно не решается. Всем памятна недавняя история «утечки» через блог информации о новых продуктах Apple.

«Яблочная» корпорация тогда даже подала в суд на блоггеров, но прервать ее быстрое распространение по Сети было уже невозможно. Похоже, что российские компании пока не готовы взять на себя риск и начать общение, минуя отделы PR- и пресс-службы. «Наша PR-служба уже обсуждала возможность создания блогов с некоторыми представителями топ-менеджмента компании,— рассказала пресс-секретарь „Вымпелкома” Юлия Остроухова.— Пока мы еще не используемэтот инструмент общения, но активно изучаем опыт западных компаний».

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN