Минсвязи подготовило концепцию закона о спаме


В распоряжении «Вебпланеты» оказалась концепция проекта федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и УК РФ в части распространения сообщений электросвязи

Направлено Министерством информационных технологий и связи РФ (Правовой департамент) в профильные органы федеральной власти для внесения замечаний, дополнений и предложений.

КОНЦЕПЦИЯ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“, Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части формирования новых правовых основ, закрепляющих особенности распространения сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу)

Основная идея, цель и предмет законопроекта

Использование информационных технологий в повседневной жизни и деловой практике становится постоянным явлением современной действительности, предоставляет их пользователям дополнительные возможности. Вместе с развитием информационных технологий, активным использованием сетей связи общего пользования возникла такая форма злоупотребления правом на распространение информации, как рассылка сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу, без получения предварительного согласия адресата, что, в свою очередь, часто приводит к нарушению прав и значительным затратам потребителей.

Основная идея законопроекта заключается в изменении положений Федерального закона «О рекламе», в котором в настоящее время отсутствует закрепление порядка распространения сообщений электросвязи и почтовых сообщений по сетям связи, а также установление ответственности за нарушение порядка распространения таких сообщений, представляющих наибольшую общественную опасность, путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Закрепление таких норм позволит препятствовать многочисленным нарушениям прав потребителей, способствовать развитию информационных технологий с использованием имеющегося опыта зарубежных стран.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие между субъектами при распространении сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу.

Круг лиц, на которых распространяется действие закона, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся

Действие законопроекта распространяется на российских и иностранных физических и юридических лиц, должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, на операторов и пользователей услуг связи.

На указанных лиц возлагается запрет на рассылку сообщений электросвязи (в том числе телефонной и факсимильной связи, подвижной радиотелефонной связи) и почтовых отправлений, содержащих рекламу, за исключением распространения рекламы с предварительного согласия получателя. Кроме того, законопроектом устанавливаются нормы, закрепляющие уголовную ответственность за рассылку сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу, составляющих наибольшую общественную опасность.

Место будущего закона в системе законодательства

Среди нормативных правовых актов, которые затрагивают предмет законопроекта необходимо отметить следующие:

· Конституция Российской Федерации в статьях 24, 29 в части закрепления правовых основ распространения информации в Российской Федерации;

· Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 28 в части закрепления информация в качестве отдельного объекта гражданских прав;

· Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24 — ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» в части закрепления порядка создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения;

· Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176 — ФЗ «О почтовой связи», регулирующий отношения в сфере почтовой связи.

· Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126 — ФЗ «О связи», устанавливающий правовые основы деятельности в области связи;

· Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей».

Законопроект разработан на основе норм Конституции и указанных федеральных законов, закрепляет особенности распространения незапрашиваемых сообщений электросвязи и почтовой связи, содержащих рекламу.

Законопроект содержит положения, относящиеся к гражданскому и уголовному праву.

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования отношений в сфере распространения рекламы в сетях связи, а также ответственности за совершение таких действий

1. В соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108 — ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Следует отметить, что особенности рекламы в сетях связи общего пользования в законодательстве не закреплены. Вместе с тем, распространение рекламы в сетях связи общего пользования, в том числе в сети Интернет, в настоящее время приняло массовый характер.

Так, рассылка рекламы в сетях связи общего пользования нарушает права пользователей услугами связи, которые несут временные (время на прочтение и удаление сообщения электросвязи, содержащее рекламу) и материальные (время оплаты за услугу связи) затраты. Защита информационных систем и ресурсов пользователями услуг связи также связана со значительными материальными расходами. Массовая рассылка сообщений электросвязи, содержащих рекламу, снижает мощности работы технических средств.

В свою очередь, операторы связи, используя технические устройства, препятствующие рассылке сообщений электросвязи, содержащих рекламу, несут значительные материальные расходы, что в целом приводит к увеличению стоимости услуги связи.

В целях недопущения нарушения прав пользователей услугами связи требуются следующие изменения:

· следует закрепить запрет на распространение рекламы в сообщениях электросвязи (в том числе, телефонной и факсимильной связи, подвижной радиотелефонной связи), за исключением распространения рекламы с предварительного согласия адресата;

· целесообразно уточнить, что такое сообщение признается направленным без предварительного согласия адресата, если отправитель (распространитель рекламы) не докажет, что такое согласие было получено;

· необходимо указать, что распространитель рекламы обязан немедленно прекратить рассылку сообщений электросвязи, содержащих рекламу, в адрес лица, обратившемуся к нему с таким требованием.

Использование сетей телефонной связи для распространения рекламы с использованием средств выбора и (или) набора номера без участия человека (автодозвона) также недопустимо. При справочном телефонном обслуживании (платном или бесплатном) реклама должна предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

Деятельность операторов связи по предоставлению услуг связи и управлению сетью связи (например, направление пользователю услугой связи сообщений электросвязи информации об оказываемой услуги) не должна признаваться деятельностью по распространению рекламы, за исключением случаев, когда оператор связи по договору с рекламодателем принял на себя обязательство осуществлять распространение рекламы в сообщениях электросвязи.

2. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» под почтовыми отправлениями понимаются адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует закрепление запрета на распространение почтовых отправлений, содержащих рекламу. Вместе с тем, рассылка незапрашиваемых почтовых сообщений также носит массовый характер и также наносит вред пользователям услуг почтовой связи.

Представляется необходимым закрепление запрета на рассылку почтовых сообщений, содержащих рекламу, кроме случаев, когда имеется предварительное согласие пользователя услугой почтовой связи, или между распространителем рекламы и получателем имеются договорные отношения.

3. С закреплением особенностей распространения рекламы в сетях связи общего пользования следует установить нормы об ответственности за нарушение таких положений. В Уголовном кодексе Российской Федерации в настоящее время такие нормы отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, а ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Следует отметить, что определение лица, осуществляющего рассылку рекламы без предварительного согласия адресата по сетям электросвязи требует проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12 августа 2005 г. № 144 — ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в числе оперативно-розыскных мероприятий, которые позволят раскрывать преступления, связанные с рассылкой сообщений электросвязи, содержащих рекламу, закреплены: контроль почтовых отправлений, контроль телеграфных и иных сообщений, а также снятие информации с технических каналов связи.

Наибольшую общественную опасность представляет массовая рассылка рекламы в сообщениях электросвязи, если такая рассылка осуществлена без предварительного согласия адресатов, способом, затрудняющим идентификацию лица, осуществляющего рассылку, и используемого таким лицом компьютерного устройства, или вводящим адресатов в заблуждение относительно характера сообщения или его отправителя, а равно с обходом средств защиты сетей связи. Необходимо предусмотреть ответственность за совершение таких действий как одним лицом, так и группой лиц по предварительному сговору.

В ходе разработки законопроекта требуется уточнить, что понимается под массовой рассылкой сообщений электросвязи, содержащих рекламу.

4. Внесение изменений в Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации требуется в части закрепления подсудности уголовных дел, связанных с рассылкой незапрашиваемых сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу.

Анализ российской и зарубежной практики в сфере распространения рекламы в сетях связи, а также ответственности за совершение таких действий

Особенности правового регулирования рассылки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, содержащих рекламу, находят свое отражение в международных правовых актах.

В Директиве Европарламента 2002/5 8/ЕС, принятой 12 июля 2002 года и обязательной для членов ЕС, в которой говорится, что «использование автоматических систем дозвона, факсов или электронной почты для целей прямого маркетинга не допускается, за исключением случаев, когда это делается с предварительного согласия потребителя».

В законодательстве зарубежных стран также содержатся нормы, регулирующие рассылку таких сообщений. В Норвегии, Дании, Австрии для направления сообщения электросвязи необходимо предварительное согласие адресата. В США значительный ущерб наносит рассылка незапрашиваемых сообщений, содержащих рекламу. Законодательство США устанавливает ответственность за массовую рассылку таких сообщений, в некоторых штатах установлены обязательные требования к специальному обозначению таких сообщений, а также предоставляется пользователем право отказа от получения сообщений электросвязи.

Анализ зарубежного законодательства показывает, что чаще всего используются следующие правовые конструкции для закрепления запрета на рассылку незапрашиваемых сообщений, содержащих рекламу:

· обязанность отправителя передавать только достоверную информацию, которая не вводит в заблуждение пользователей;

· включать обратный адрес в каждое сообщение электросвязи;

· запрет на направление электронного сообщения после получения возражения получателя;

· ограничения на рассылку электронных сообщений через доменное имя третьего лица без его разрешения с введением в заблуждение в отношении источника и др.

Вместе с тем, по имеющимся данным, полученным компанией «Яндекс», количество сообщений электросвязи, которые не запрашиваются пользователем, содержащих рекламу, в общем информационном потоке составляет не менее 30 % от всех сообщений, а в некоторые дни достигает 60%.

В Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Случаи рассылки сообщений электросвязи или почтовых отправлений могут быть квалифицированы и как злоупотребление правом на распространение информации с прямым умыслом причинить вред. В связи с тем, что для установления лица, осуществляющего такую рассылку, необходимы оперативно-розыскные мероприятия — на сегодняшний день лицо, чьи права нарушены, не имеет возможности определить ответчика, нарушившего его права.

В связи с отсутствием закрепления особенностей распространения сообщений электросвязи и почтовых отправлений в законодательстве Российской Федерации судебная практика по таким делам еще не сложилась.

Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации будущего закона

Принятие законопроекта закрепит правовые механизмы противодействия рассылки незапрашиваемых сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу.

Пользователи услугами связи получат возможность обращения в правоохранительные органы с целью пресечения совершения преступлений, установления лиц их совершающих, а также обращения в суд с целью восстановления нарушенных прав и возмещения нанесенного ущерба.

Принятие законопроекта позволит сократить стоимость услуги связи за счет сокращения расходов операторов связи и пользователей услугами связи в связи с уменьшением расходов на технические средства, препятствующие распространению незапрашиваемой информации.

Принятие законопроекта позволит сократить затраты времени операторов связи и пользователей услугами связи за счет устранения незапрашиваемых сообщений электросвязи, содержащих рекламу.

Проект

Техническое задание на разработку проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“, Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части формирования новых правовых основ, закрепляющих особенности распространения сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу, без предварительного согласия адресата)

1. Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“, Уголовный кодекс Российской Федерации» и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части формирования новых правовых основ, закрепляющих особенности распространения сообщений электросвязи и почтовых отправлений, содержащих рекламу, без предварительного согласия адресата) (далее — законопроект) разрабатывается по инициативе Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Форма законопроекта — федеральный закон.

Вид законопроекта — изменение и дополнение действующих федеральных законов.

Рабочее наименование — проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и Уголовный кодекс Российской Федерации».

3. Перечень документов, подлежащих разработке

Разработке подлежит законопроект, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, оценка социально-экономических, финансовых и иных последствий принятия федерального закона, проекты или основное содержание нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона; проект распоряжения Правительства Российской. Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Примерный перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом:

1. Федеральный закон «О рекламе».
2. Уголовных кодекс Российской Федерации.
3. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации.
4. Примерная структура законопроекта

Текст законопроекта состоит из трех статей:

Статья 1. Внесение изменений в Федеральный закон «О рекламе»
Статья 2. Внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
Статья 3. Внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Статья 4. О вступлении в силу федерального закона.

5. Виды, этапы и сроки работы

) подготовка и согласование концепции законопроекта и проекта технического задания на его разработку — сентябрь-октябрь 2005 г.;
) разработка и согласование текста законопроекта — октябрь — сентябрь 2006 г.;
) представление законопроекта в Правительство Российской Федерации — октябрь 2006 г.;
) рассмотрение законопроекта на заседании Правительства Российской Федерации — ноябрь 2006 г.;
) внесение законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации — декабрь 2006 г.

6. Порядок финансирования законопроектных работ

Финансирование разработки законопроекта осуществляется из средств федерального бюджета в рамках реализации НИОКР Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.

7. Порядок приемки работы

Законопроект подлежит рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации в срок, установленный Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации. Предварительно законопроект должен быть рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке