«Евросеть» стоит больше всех


Аналитики подсчитали, сколько может стоить российский сотовый ритейл

За последние дни сразу несколько российских розничных продавцов мобильных телефонов объявили о расширении своего бизнеса в регионах. Так, компания «Евросеть» сообщила о выходе на рынок розничной продажи мобильных телефонов Киргизии. Кроме того, ритейлер заявил о намерении иметь свои магазины во всех странах СНГ. Конкуренты «Евросети» также поведали о заключении нескольких франчайзинговых соглашений в регионах. Активные действия мобильных ритейлеров позволяют говорить о росте их оборотов и стоимости. При помощи аналитиков рынка RBC daily сделала ориентировочный расчет рыночной стоимости бизнеса основных российских продавцов мобильных телефонов.

На сегодняшний день рынок сотового ритейла является одной из самых быстроразвивающихся отраслей торговли. За 9 месяцев 2005 г. на российском рынке розничных продаж, по оценкам компании «Евросеть», было продано сотовых телефонов на сумму 4 млрд долл. В эту сумму включены все телефоны, включая и б/у, продаваемые в розничных сетях России. Объем реплейсмента (покупок на замену) телефонов в январе-сентябре этого года составил 59% от общего объема розничных продаж. Количество новых реальных абонентов сотовой связи, купивших или получивших в это время в пользование телефоны, за три квартала 2005 г. возросло на 12,3 млн человек. Исходя из этого эксперты сделали вывод о серьезных перспективах роста российского рынка сотового ритейла.

Процесс консолидации на рынке мобильного ритейла начался еще до августовского кризиса 2005 г., после которого у некоторых компаний возникли проблемы. Одни продавались сами, другие приобретались более крупными игроками. Например, компания «Техмаркет» в августе была куплена «Евросетью». Таким образом, на рынке произошло разделение компаний на богатых и бедных, что послужило принципом различия их работы. Крупные компании, крепко стоящие на ногах, стали развиваться, строя собственные салоны, либо покупали уже существующие сети. К этой категории можно отнести, например, «Евросеть» и «Связной». Менее крупные дилерские сети, такие как «Цифроград», Divizion, предпочли работать по договору франшизы. Подобным игрокам в силу недостатка финансовых ресурсов целесообразнее работать по франчайзингу, хотя, впрочем, тому же «Цифрограду» удалось провести удачную сделку по покупке «Анариона».

Поскольку компании, работающие на рынке мобильного ритейла, являются непубличными (как правило, закрытыми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью), они не публикуют информацию о своей рыночной стоимости. Однако это вовсе не означает, что ее нельзя посчитать. «Говоря о рыночной стоимости компании, надо понимать, что мы принимаем за методику оценки капитализации: количество точек, собственность, обороты и пр.», – отметил в разговоре с RBC daily ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Эксперты рынка предлагают разные варианты определения рыночной цены сотового ритейлера. Одним из самых простых способов является расчет исходя из умножения средней стоимости салона сотовой связи (по разным оценкам, 10-25 тыс. долл.) на их количество. «Оценить капитализацию можно, взяв количество точек у сети без учета франчайзинга из расчета 11 тыс. долл. на точку, – пояснил г-н Муртазин. – Это минимальная стоимость с учетом того, что точки арендованы». Кроме того, для компаний такого масштаба, как «Евросеть» и «Связной», чья узнаваемость среди потребителей высока, при расчете необходимо учитывать и стоимость бренда, а вот на стоимость компаний второго эшелона их бренд серьезно не повлияет.

Таким образом, по различным оценкам аналитиков, рыночная стоимость сети салонов связи «Евросеть» составляет порядка 110-140 млн долл. (около 2300 магазинов), а ее ближайшего конкурента – сети «Связной» – примерно 30-40 млн долл. (около 720 салонов).

«Если отталкиваться от оборотов, то на первом месте снова компания «Евросеть», дальше следует «Связной», а после них – ряд других менее крупных компаний, – сказал Эльдар Муртазин. – Оборот франчайзинговых сетей оценить достаточно трудно. Мы внутри своей компании оцениваем их по объемам закупок». Главный редактор ИАА «Сотовик» Сергей Коляда отметил еще несколько критериев, влияющих на оценку стоимости компаний. «Нужно учитывать собственные площади магазинов, товарные запасы, объем менеджерского труда, складывая товарные запасы и умножая количество арендованных магазинов на те затраты, которые идут на поиск и переоформление магазина в своем собственном фирменном стиле», – прокомментировал он RBC daily.

Впрочем, практически все опрошенные RBC daily специалисты по M&A (слияниям и поглощениям) утверждают, что в реальных сделках по приобретениям акций ритейловых компаний используется способ оценки стоимости по мультипликаторному принципу: годовая EBITDA умножается на мультипликатор, а из полученной величины вычитаются долги компании. При этом мультипликатор – это расчетный коэффициент, который зависит от размера и эффективности компании, при этом не в последнюю очередь от ее финансовой прозрачности. По оценкам экспертов, такой коэффициент, например, для «Евросети» может составлять порядка 6, для «Связного» – чуть меньше, а для компаний второго эшелона – не превысит 3.

Аналитики отмечают, что российские сотовые ритейлеры являются достаточно крупными заемщиками у банков и на рынках ценных бумаг. Векселя и облигации уже выпускали и «Евросеть», и «Связной», и другие компании. «В среднем долг каждой компании оценивается в 10 млн долл.», – считает Сергей Коляда. По мнению других аналитиков – 30-40 млн долл. «Компании второго эшелона, зачастую в погоне за лидерами, достаточно активно заимствуют средства, что может привести к кассовым разрывам, – прокомментировал RBC daily аналитик крупного российского инвестбанка. – В таком случае бывает, что их расчетная стоимость может стремиться к нулю. Вряд ли найдется серьезный инвестор, который захочет войти в капитал такой сети».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке