ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» может попасть под контроль частных инвесторов

02.11.2005

Консорциум частных инвесторов, известных лояльностью Кремлю, ведет переговоры о приобретении канала

По сообщению «Интерфакса», переговоры о приобретении контрольного пакета ТРК ведет консорциум в составе «Северсталь-групп», дочерней структуры банка «Россия» и входящего в Балтийскую медиагруппу (БМГ) ООО «Прибой». Согласно имеющейся информации, после размещения и выкупа допэмиссии пакет акций ТРК, ныне принадлежащий администрации Петербурга, сократится с 68,21 до 18,5%.

То, что «городской» пакет акций ТРК будет по большей части продан, само по себе не новость. Представители КУГИ Северной столицы уже не раз говорили, что канал убыточен и единственный выход для преодоления его трудностей – приватизация контрольного пакета, которая состоится в 2006 г. Говорилось и о уже ведущихся переговорах с крупными компаниями – потенциальными инвесторами. В их числе уже называлась «Северсталь-групп». Правда, тогда представители группы Алексея Мордашова отказывались подтверждать или опровергать такие сообщения. И на этот раз информационная политика «Северстали» не изменилась. «Мы не комментируем эти сообщения», – кратко заявила RBC daily представитель группы Ольга Антонова.

Эксперты, впрочем, полагают, что дыма без огня не бывает. Однако насчет характера этого «очага возгорания» мнения существуют разные. Сам по себе названный состав консорциума вызвал определенные ассоциации. Владельцы петербургского АБ «Россия», по информации СМИ, имеют весьма дружественные связи с Кремлем, близким к верховной власти считается и хозяин «Северсталь-групп» Алексей Мордашов. Владелец БМГ (в которую входят крупнейшие питерские газеты, БИА и радио «Балтика») Олег Руднов известен связями с «Газпромом», менеджмент которого опять-таки близок президенту и его команде. Последнее время «особо приближенные» к власти частные и государственные компании активно скупают значительные медиаресурсы. Так, «Газпром-медиа» получил контроль над газетой «Известия», «Северсталь-групп» на пару с люксембургским холдингом RTL поучаствовала в приобретении Ren-TV, перепродав свою долю затем опять же входящей в «лояльный круг» компании «Сургутнефтегаз». Очевидно, что государство готово допустить продажу серьезного частного (как в случае «Известий» или Ren-TV) или государственного (как ТРК «Петербург») медиа-актива только в «надежные руки» (такими же «надежными руками» обладает АКБ «Еврофинанс-Моснарбанк», которому принадлежало до недавнего времени 23,3% акций ОАО «ТРК «Петербург»).

Впрочем, политической составляющей готовящейся сделки эксперты предпочитали касаться только вскользь, больше пытаясь понять ее бизнес-перспективы. «Петербург и северо-запад вообще – это большой регион с большой аудиторией, – считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, – вероятно, еще не все потенциальные игроки оценили соответствующей перспективы, и «Северсталь» может неплохо заработать, перепродав этот актив тогда, когда перспективы станут очевидными. Но не исключено, что соответствующая инвестиция будет носить и стратегический характер – все зависит от того, можно ли будет вложить питерскую ТРК в структуру других медиа-активов, которые уже есть и, возможно, появятся под управлением группы г-на Мордашова».

«В Петербурге активно развивается бизнес-среда – в Северную столицу даже переносят головные офисы некоторые крупные компании, – говорит эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, – при этом Северная столица остается крупным научным и культурным центром – все это создает предпосылки в том числе и для роста телевизионного рынка в Петербурге. И это, несомненно, имеют в виду компании, ведя переговоры об участии в приватизации канала. ТРК потенциально интересна даже в региональном статусе, но реализация соответствующих бизнес-планов сталкивается с необходимостью выстраивания сложной маркетинговой политики. Ведь действующие каналы и их аудитория практически разведены по нишам – информационным, спортивным, развлекательным, и здесь необходимо отыскать какую-то «изюминку», чтобы найти свою группу или частично заманить группы с каналов-конкурентов. При этом сейчас налажен очень неплохой контроль над реальным рейтингом каналов и их передач, поэтому ввести в заблуждение рекламодателей очень непросто».

Впрочем, обращается внимание на активизировавшиеся в последнее время попытки правдами или неправдами вернуть ТРК статус федерального канала – статус, отнятый в 1997 г., когда частоты за пределами Ленинградской области отдали каналу «Культура». Именно с прицелом на «федерализацию», считают эксперты, проявляют интерес к ТРК частные инвесторы. Ведь статус пресловутой «кнопки» означает совсем другие рекламные возможности.

«Покупка питерской ТРК может стать для «Северстали» еще одним неплохим бизнес-проектом, – говорит ведущий аналитик РБК Валентин Крохин, – на сделке по перепродаже пакета Ren-TV группа г-на Мордашова уже хорошо заработала. В данном случае проект был бы тем более успешным, если бы ТРК вернула статус федерального. Но такие разговоры ведутся не первый год, и каждый раз они упираются в трудности следующего рода: надо или кого-то выгнать с действующих шести «кнопок», или создать новую. А последний вариант чреват огромными финансовыми расходами. Скорее всего, «Северсталь» и ее партнеры ориентируются на действующий – региональный – статус ТРК и, соответственно, на небольшой объем предполагаемой сделки. А федерализацию канала подразумевают только в далекой перспективе».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке