Niva хочет сыграть на опережение


В традиционную осенне-зимнюю гонку скидок на автомобили вступили и отечественные производители

GM-АвтоВАЗ рассчитывает оживить продажи Chevrolet Niva с помощью скидки в 14 тыс. руб. Дилеры отмечают, что продажи модели в последнее время идут не очень удовлетворительно, а эксперты сомневаются в эффективности акции.

Согласно сообщению GM-АвтоВАЗа, во время действия акции «Снегопад подарков» (до конца ноября), приобретая Chevrolet Niva, покупатель получает скидку в 14 тыс. руб. (около $500) или подарок на ту же сумму — комплект зимних шин, сигнализацию, аудиосистему или талоны на 1 тыс. л бензина. По словам директора по продажам и маркетингу GM-АвтоВАЗа Константина Байшева, акция призвана увеличить спрос на внедорожники. «В этом году на рынке недорогих внедорожников стало больше предложений,— объясняет политику СП Байшев.— Если в прошлом году покупателям приходилось выбирать между продукцией отечественных производителей, АвтоВАЗа, УАЗа и GM-АвтоВАЗа, то сегодня мы столкнулись с сильным натиском со стороны китайцев». Кроме того, говорит Байшев, СП решило опередить конкурентов. «Когда все вокруг светло и сухо, внедорожник обычно не покупают, такова ментальность,— сетует он.— Но скоро выпадет снег, и наши конкуренты начнут проводить аналогичные акции. Мы же сыграли на опережение».

По данным агентства Ladaonline, сейчас на заводе и дилерских площадках наблюдается явный переизбыток продукции GM-АвтоВАЗа.

Байшев отметил, что сейчас на складах находится 3 тыс. автомобилей, в том числе 2,5 тыс. Chevrolet Niva. Это составляет чуть более половины ежемесячного производства предприятия. В сбытовых структурах совладельца СП — АвтоВАЗа — «Бизнесу» объяснили, что такой объем запасов считается нормальным. Это подтвердил и Байшев: «Это неснижаемый остаток по автомобилям, который позволяет нам гибко реагировать на спрос по комплектациям и цветам».

Однако, по мнению наблюдателей, истинная причина акции — падение спроса на Chevrolet Niva. За девять месяцев текущего года в России продано 32 938 таких внедорожников. По данным Ladaonline, это на 13,4% меньше, чем за тот же период прошлого года. В GM-АвтоВАЗе утверждают, что продажи упали лишь на1,3%. Расхождения в данных можно объяснить ростом экспортных продаж в странах СНГ. По данным Байшева, если в 2004 году экспорт составил 9,6%, то в 2005 году — 11% от объема производства.

Падение продаж Chevrolet Niva отмечают и дилеры СП.

«Причина в том, что недостаточно строга система дистрибуции со стороны GM-АвтоВАЗа. В результате „серых” продавцов Chevrolet Niva стало слишком много»,— объяснил топ-менеджер одного из дилеров, пожелавший остаться неназванным. По словам собеседника «Бизнеса», продажи этих внедорожников, по сравнению с прошлым годом, уменьшились на 30%. По данным дилерского центра «Дженсер», продажи Chevrolet Niva в последние два месяца упали на 10%.

По мнению аналитика ГК «Регион» Евгения Шаго, акция GM-АвтоВАЗа едва ли сможет серьезно увеличить продажи Chevrolet Niva. «Для покупателей отечественных автомобилей есть психологический барьер в $10 тыс.»,— говорит он.

Шаго напомнил, что в прошлом году спецакциями GMАвтоВАЗ возвратил Chevrolet Niva в этот ценовой диапазон, и продажи наладились. Сейчас даже с учетом скидки базовая Chevrolet Niva обойдется в 299 тыс. руб. ($10,5 тыс.).

«Возможно, GM-АвтоВАЗ прощупывает рынок, чтобы определить, как вырастет спрос, если автомобиль упадет в цене»,— предполагает аналитик ФК «Уралсиб» Кирилл Чуйко. По его словам, GM-АвтоВАЗ проводит этот эксперимент с целью в дальнейшем увеличить производство Chevrolet Niva, что может привести к снижению цены.

С ним соглашается и аналитик ИГ «Атон» Алексей Языков: «GM-АвтоВАЗ потерпел неудачу с моделью Viva, хотя первоначально СП делало ставку именно на нее. Возможно, руководство предприятия решило расширить производство Chevrolet Niva, задействовав мощности, ранее занятые под Viva».