Термокружки

Абоненты набрались опыта


Стремительный рост рынка мобильного контента остался в прошлом

Абоненты прошли первую стадию знакомства с новыми сервисами — многим из них они показались ненужными, а некоторые вообще разочаровались в качестве услуг. Так или иначе, но рост этого рынка во втором полугодии сократился на 17%.
SMS атакует

По данным аналитической компании iKS-Consulting, объем рынка дополнительных услуг составляет сегодня $602,3 млн. По сравнению с первым полугодием 2005-го доля допуслуг в структуре доходов сотовых операторов снизилась с 13,9% до 12%. Как считают аналитики iKS-Consulting, прежде всего спад на рынке дополнительных услуг вызван падением спроса на контент-услуги, в то время как другие сегменты выросли в несколько раз. Так, доходы сотовых компаний от продажи мобильного доступа в интернет увеличились в три с половиной раза, а от передачи SMS — более чем в полтора раза. Львиную долю более чем полумиллиардныхдоходов принесли операторам услуги передачи текстовых и мультимедийных сообщений ($283 млн), $102 млн пришлось на мобильный интернет и $133 млн на контент. Что касается мобильного контента, то по сравнению с 2004 годом его доля в структуре доходов снизилась с 24% до 22%. В общем объем рынка контент-услуг за первые два квартала текущего года вырос, но не столь значительно, как ожидали игроки рынка: с $298,6 млн до $303,8 млн. Понятно, что результатом стало снижение такого важного для операторов показателя, как доход на одного абонента (ARPU). Если к декабрю 2004 года ARPU пользователя контент-услуг составлял $1,5, то уже к июлю этого года он упал до $1,1. Столь стремительное падение спроса на мобильный контент оказалось сюрпризом как для самих участников рынка, так и для аналитиков. Им пришлось пересмотреть свои оптимистические прогнозы относительно развития этого направления. Еще в начале года эксперты предрекали двукратный годовой рост рынка допуслуг — до $650 млн в 2005 году. Однако в связи со спадом в контент-направлении компания iKS-Consulting вынуждена была скорректировать свой прогноз по объемам до $400 млн.

Абоненты разочаровались в контенте

Аналитики признаются, что стремительный прошлогодний рост рынка контента привел к тому, что его потенциал переоценили. Особенно в отношении, казалось бы, самых популярных объектов скачивания— картинок и мелодий. «На рынке контента практически ничего нового сейчас не появляется,— отмечает ведущий аналитик „Прайм консалт” Маргарита Зобнина,— а рынок логотипов и мелодий, на который делалась основная ставка в 2003–2004 годах, ограничен».

По ее мнению, сейчас контентпровайдеры находятся в активном поиске новых идей и рынков. Сами участники рынка не признаются в падении спроса на традиционный контент, но тем временем многие из них инвестируют в параллельные проекты. Например, компания SMS Media Solutions недавно объявила о том, что начинает вкладывать средства в продюсирование фильмов и интерактивный фильм-маркетинг. «Открытие новых направлений в бизнесе является логичным расширением нашего основного бизнеса — продюсирования SMS-сервисов,— рассказал „Бизнесу” директор по маркетингу SMS Media Solutions Дмитрий Павлюченков,— а использование самых разнообразных SMS-сервисов для маркетирования фильмов просто отвечает ситуации и потребностям рынка кинопроката». Тем не менее он признает существенное падение спроса на рингтоны и логотипы. «Рингтоны и картинки в обычном варианте, на наш взгляд, вообще станут для пользователей бесплатным приложением на манер того, как это произошло с заставками для ПК»,— уверяет Дмитрий Павлюченков. Он считает, что падение рынка обычного контента свидетельствует о росте востребованности мобильных сервисов со стороны обладателей контента из нетрадиционных для рынка областей.

Другие эксперты связывают эту тенденцию с тем, что многие абоненты просто разочаровались в контенте. «Пока услуга по доставке контента была внове, абоненты активно покупали, хотя бы на пробу,— поясняет ситуацию ведущий аналитик Smart Marketing Игнатий Киппельман,— попробовав несколько раз, они получали счет и понимали, что этот SMS стоил им $1–5». Понятно, что реакция отторжения такой дорогостоящей для многих услуги была вполне предсказуемой. Однако она наступила несколько быстрее, чем предполагало большинство аналитиков. «Мы считали, что до конца года ресурса „неопытных” абонентов хватит для уверенного роста и развития рынка»,— добавляет Игнатий Киппельман.Падение рынка он связывает с недостаточным качеством продуктов, приводя в пример сомнительные SMS-сервисы, когда под видом контента продаются звуки желудочного расстройства горилл в зоопарке. Не очень красиво также выглядят, по мнению многих, SMSлотереи и предложения послать SMS по определенному номеру и получить в ответ прайс-лист компании. Все это неизбежно вызывает у абонента отторжение, и сегодня количество таких абонентов просто достигло критической массы. «Время легких и быстрых денег контент-рынка заканчивается, теперь его участникам придется работать»,— резюмируют в SmartMarketing.

Как рассказывают игроки российского рынка контента, в этом году самыми быстрыми темпами развивался не традиционный downloading (скачивание мелодий, картинок), а сегмент так называемых SMSкоммуникаций. Это разного рода медийный интерактив — SMS-чаты, радио- и телевизионные голосования с помощью SMS, мобильный маркетинг.

Играют все

По прогнозу SMS Media Solutions, в перспективе игровое направление в мобильном контенте значительно превысит сегмент рингтонов и картинок.

«Рост технологий приближает по возможностям мобильный телефон к ПК, и относительно скоро в одном „флаконе” с телефоном люди будут иметь качественную игровую приставку»,— убежден Дмитрий Павлюченков. При общем падении рынка спрос на игры остается довольно стабильным. Разочарование в качестве и высокая цена лицензионного контента, по словам Игнатия Киппельмана, заставляет многих абонентов рассматривать затраты на покупку контента как рискованные. «И в этой ситуации игры, будучи относительно самодостаточным продуктом, начинают занимать место „реального сектора” виртуальной мобильной экономики»,— поясняет он. Правда, о росте этого сегмента в абсолютном выражении говорить не приходится.

Здесь имеет место своего рода статистический парадокс: первым признаком упадка рынка контента стал рост продаж Java-игр. Исследование показало, что речь идет не о росте, а о снижении темпов и объемов продаж традиционного контента и, как следствие, процентном увеличении доли игр. Согласно исследованиям SmartMarketing, владельцы телефонов с игровыми функциями на первых порах скачивали логотипы и мелодии, а играли в последнюю очередь. Однако со временем сформировалось ядро постоянных пользователей, нуждающихся в новых играх с более продвинутой графикой и в новых жанрах. Контент-провайдеры и аналитики единодушны: в будущем рынок мобильных игр начнет сближаться с рынком традиционных компьютерных игр.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке