Кто дал команду ФАС на "Билайн" и "Евросеть"?


В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба на компанию «Евросеть», в салонах связи которой, якобы, посетителей вынуждали подключаться к оператору «Билайн»

При этом, как удалось узнать CNews, в основу жалобы, поданной не известным до сих пор обществом по защите прав потребителей, легли результаты опроса 50 посетителей салонов «Евросети», менее половины из которых согласились с тем, что им настойчиво рекомендовали стать абонентами «Билайна».

На прошлой неделе Региональная общественная организация «Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций» распространило сообщение о том, что компания «Евросеть» нарушает право потребителей на информацию о товарах и услугах, предусмотренных ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей», а также принцип свободы договора, предусмотренного п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, вынуждая посетителей своих салонов подключаться к услугам, предоставляемым оператором сотовой связи «Билайн». Вышеуказанные нарушения стали причиной обращения организации в ФАС.

Как сообщил обозревателю CNews председатель совета РОО «Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций» Фарид Ратавин, сведения о нарушениях в салонах связи «Евросеть» они начали получать от друзей и знакомых друзей с мая 2005 года. Г-н Ратавин считает это логичным продолжением реализации подписанного 8 мая 2005 года соглашения между «ВымпелКомом» и «Евросетью» о придании сети салонов сотовой связи статуса национального дилера. По договору между сторонами компания «Евросеть» должна обеспечить предоставление положительных рекомендаций со стороны персонала своих торговых представительств в отношении предлагаемых «ВымпелКомом» продуктов и услуг, а также участие торговых представительств «Евросети» во всех федеральных и региональных акциях «ВымпелКома».

Для того чтобы убедиться в правомерности высказываемых друзьями жалоб, представители «Общества» провели опрос покупателей из нескольких салонов компании «Евросеть», расположенных в центре Москвы. Более двадцати респондентов из приблизительно пятидесяти опрошенных подтвердили факт «настойчивой рекомендации» в пользу оператора «Билайн». На основании полученных данных РОО «Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций» составило жалобу в Федеральную антимонопольную службу.

В пресс-службе «Билайна» согласны с тем, что совет продавца может оказывать влияние на формирование мнения потенциального покупателя: «Когда покупатель приходит в магазин, то он хочет получить профессиональную консультацию и мнение продавца по поводу того или иного продукта, и в большинстве случаев покупатель полагается на мнение данного продавца, он доверяет его опыту и осведомленности по предлагаемому ассортименту в магазине». Однако продавец действует в интересах покупателя. «Как правило, продавец интересуется потребностями покупателя, критериями, на которые покупатель ориентируется в данной покупке. Здесь обычно выступает основной принцип выбора — соотношение качества и цены, в случае с сотовой связью, еще и возможности, которые может получить покупатель», — отмечают в пресс-службе «Билайна». Тем не менее, в компании абсолютно уверены в том, что «у продавца нет методов давления и, тем более, принуждения покупателя к сделке, которую покупатель не хочет заключать. Право свободного выбора гарантировано наличием продуктов других операторов в салонах связи „Евросеть“. И окончательное решение всегда остается за потребителем. Более того, продавец обязан продать покупателю по его требованию любой товар, который находится в торговой точке».

Будучи профессиональным юристом, г-н Ратавин хорошо понимает, что данные «опроса», проведенного его коллегами, вряд ли смогут быть предъявлены в качестве доказательства сговора компаний в ФАС, и поэтому делает основную ставку на договор о статусе национального дилера. «Если анитимонопольная служба не найдет в договоре нарушений условий добросовестной конкуренции, Общество обратится в Арбитражный суд», — заявил он.

В «Евросети» же, в свою очередь, сообщили, что «никакого сговора с „Билайном“ нет, никаких жалоб со стороны покупателей в компанию не поступало». В пресс-службе компании также отметили, что компанию не первый раз обвиняют в сговоре с тем или иным оператором, но никаких официальных обращений не было. Интересно, что однажды с аналогичной жалобой на «Евросеть» обращался и сам «ВымпелКом». Оператор даже подавал иск в арбитражный суд Москвы на сеть салонов связи за рекламную компанию по переманиванию клиентов «Би Лайн» к МТС. Тогда «Евросеть» запустила в Иванове и Туле рекламные ролики со слоганом: «Сдай свою старую синюю SIM-карту и получи $15 на счет». Напомним, что до ребрендинга карты у «Би Лайн» были синими. Кроме того, «ВымпелКом» пожаловался на «Евросеть» в антимонопольную службу (ФАС). В результате против «Евросети» было даже возбуждено дело по статье «недобросовестная конкуренция». Однако, как видно, к маю 2005 года все противоречия между компаниями были разрешены.

Учитывая, что в предполагаемом конфликте покупателей и продавцов «Билайн» и «Евросеть» являются заинтересованными сторонами, обозреватель CNews инкогнито обратился к сотрудникам трех салонов «Евросети» с просьбой помочь в выборе оператора. В каждом из салонов были предъявлены разные требования к потенциальной покупке: недорогой качественный роуминг для командировок по России, пакет для частого общения с абонентами Москвы и Московской области, пакет для использования, в основном, неголосовых услуг в виде SMS.

В результате продавцами салона потенциальному покупателю были предложены следующие тарифы: «Один к одному» для роуминга, «Прием деловой» для частого общения, и «Рублевый» для SMS. Все тарифы — от оператора «МегаФон».

Свою версию произошедшего в частных беседах предложили представители салонов связи «Альтаир» и «Связной». Как считают наши собеседники, все дело в обыкновенном отсутствии или наличии в точке продажи SIM-карт того или иного оператора в конкретный момент. Главное для продавцов — выручка, поэтому вне зависимости от предполагаемых указаний руководства компании «Евросеть» продавать «Билайн», продавать будут то, что имеется в наличии. Поэтому если предположить, что причиной (или все-таки поводом?) для обращения в ФАС послужили данные опроса покупателей салонов «Евросети» представителями общественной организации в момент наличия в салоне исключительно SIM-карт «Билайна», все становится на свои места.

В то же время, обращает на себя внимание сам факт внезапного появления Региональной общественной организации «Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций». По словам г-на Ратавина, ее учредители — профессиональные юристы, оказывающие на протяжении последних двух лет услуги в области защиты прав потребителей на телекоммуникационном рынке. Однако нам не удалось узнать об участии г-на Ратавина в аналогичных делах, в СМИ он также не упоминается. Г-н Ратавин сообщил, что решение о создании подобной организации зрело в течение нескольких лет и было оформлено надлежащим образом 26 июня 2005 года в Минюсте. При этом организация не имеет ни публичного офиса, в который можно обратиться с жалобой, ни хотя бы интернет-представительства с контактами, а в качестве телефона для связи используется личный номер председателя общества. Также обращает на себя внимание тот факт, что опрос был проведен в мае, а его результаты были озвучены только в октябре, а не, например, в июле или хотя бы в августе. Выходит, общество по защите прав потребителей в течение двух месяцев не защищало их права, а решило подождать до осени, — возможно, пока не закончится сезон отпусков.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке