Законодатели продолжают дорабатывать новую версию закона «О рекламе»


Госдума искореняет «зонтичную» рекламу

На днях вице-спикер Госдумы Любовь Слиска предложила свою формулировку статьи 4-й законопроекта, налагающей запрет на рекламу «зонтичных» брендов, когда под видом минеральной воды или конфет продвигается торговая марка компании, занимающейся преимущественно выпуском водки и других спиртных напитков. Напомним, что новая редакция закона уже прошла первое чтение в нижней палате парламента 20 апреля с.г. В конце ноября депутаты планируют рассмотреть законопроект повторно. К этому событию и приурочена инициатива вице-спикера.

Первоначальная редакция этой статьи, автором которой является заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский, признавала рекламу недобросовестной, «если она осуществляется под видом рекламы другого товара, продавца, изготовителя, средств индивидуализации товара». Л.Слиска предлагает считать недобросовестной ту рекламу, «которая представляет рекламу товара, запрещенного к рекламированию данным способом (в данное время, в данном месте), если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак (знак обслуживания) которого идентичен или сходен до степени смешения с товарным знаком (знаком обслуживания) товара». Налицо стремление вице-спикера предельно конкретизировать круг потенциальных правонарушителей. Впрочем, эксперты отмечают, что и первоначальная редакция ставила почти непреодолимый барьер на пути такого вида рекламы.

Какая именно формулировка войдет в окончательную редакцию закона, пока неясно. Но в любом случае Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получит возможность пресекать правонарушения по «зонтичной» рекламе не в судебном порядке, а в рамках собственных полномочий. Ведомство уже сейчас ведет наступление на таких производителей крепленого алкоголя. На днях, в частности, экспертный совет по рекламе при ФАС признал нарушающей законодательство рекламу «тостов от "Путинки"». Решения совета, правда, носят рекомендательный характер. Но само антимонопольное ведомство к ним очень прислушивается.

…Так что вскоре, отправляясь с похмелья на работу, рядовой российский бедолага уже не увидит на рекламных щитах ласкающее его взгляд изображение минеральной водички со столь манящим названием, как, например, «Гжелка».

Факты:
Требования к рекламе алкоголя формулируются в России двумя законами. Закон «О рекламе» запрещает рекламировать крепкий алкоголь (свыше 15 градусов) на телевидении, в наружной рекламе и на первой и последней полосах печатных изданий. А закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции» запрещает размещение подобной рекламы везде, кроме организаций, осуществляющих производство и оборот алкоголя. При этом точного понимания, что считать такими организациями, нет ни у производителей, ни у чиновников.