Термокружки

Рынок табака в России


«Вкусы российских курильщиков очень переменчивы»

Philip Morris - лидер российского табачного рынка; по данным «Бизнес Аналитики» за первую половину 2005 года, компания занимает 26,9% рынка в физическом выражении. «Мы по-прежнему лидер, и рассчитываем на усиление своих позиций»,- утверждает президент региона «Восточная Европа, Ближний Восток и Африка» Philip Morris Жан-Клод Кунц. Компания намерена, концентрируясь на грамотной логистике и дистрибуции, развивать уже присутствующие в России брэнды. Об этом Жан-Клод Кунц рассказал корреспонденту «Бизнеса» Александру Демчуку.

- Назовите основные финансовые показатели компании в России.

- С точки зрения объемов продаж Россия - самый крупный рынок сбыта для Philip Morris International. Доля рынка наших марок в России неуклонно растет начиная с 1998 года. Однако мы не разбиваем наши финансовые показатели по отдельным регионам. По данным за первое полугодие 2005 года, общие доходы Philip Morris International (после налогообложения) составили $22,9 млрд, что больше этого показателя за аналогичный период в 2004 году на 13,9%, чистая прибыль достигла $4,1 млрд, увеличившись по сравнению с первым полугодием прошлого года на 24,1%.

- В чем принципиальное отличие российского рынка от западноевропейского и рынка США?

- Российский рынок отличается сразу по ряду факторов. Вкусы российских курильщиков очень переменчивы, они часто меняют пристрастия к маркам сигарет, очень активно реагируют на запуски новых марок или видов сигарет, появляющихся в рознице. Только за последние 18 месяцев российский табачный рынок пережил обновление упаковки 50 различных марок сигарет, запуск 10 новых марок и 34 новых разновидностей существующих марок. На западных рынках потребитель более консервативен, сделав выбор марки сигарет, он на протяжении многих лет ему не изменяет.

- С чем связана такая нелояльность потребителя?

- Это связано с огромным количеством представленных на рынке марок, их гораздо больше, чем на любом другом западном рынке. Количество табачных суббрэндов в России может измеряться тысячами, при этом продукция четко сегментирована. Такая сегментация рынка тоже, на мой взгляд, вызвана повышенным интересом российского потребителя к разным видам сигарет: форма и вкус продукции имеют для него очень большое значение.

Еще одно отличие российского рынка - весьма впечатляющий ценовой разрыв между дешевыми и дорогими сигаретами. Наконец, важен и размер страны, ведь с ним связаны определенные сложности в логистике, сбыте продукции и мерчендайзинге, поддержке нашей продукции на местах продаж.

- Какие тенденции рынка вы считаете ключевыми?

- Сейчас растет покупательская способность россиян, особенно в больших городах. Это способствует тому, что происходит переключение потребителей на более дорогие сигареты среднего и премиального сегментов. И это нас, конечно, радует, потому что именно в таких сегментах позиционируется большинство наших марок.

- Дорогие сигареты в основном производят крупные компании. Как может сказаться рост их продаж на небольших производителях?

- Я бы по-другому взглянул на вопрос: что гарантирует успех табачной компании на этом рынке в ближайшем будущем? Залог успеха - качественные премиальные марки, их бесперебойное наличие, а также эффективный мерчендайзинг этих марок в рознице. Важно также умение компании поддерживать марки и правильно строить продажи в регионах.

- В начале 2005 года Philip Morris увеличил максимальные мощности фабрики «Филип Моррис Ижора», однако объем производства пока остался на прежнем уровне. Когда планируете увеличить производство?

- Увеличивая производственные мощности предприятия, мы рассматривали свои возможности в перспективе. Это не значит, что объем, который «Филип Моррис Ижора» потенциально может производить, мы начнем продавать прямо сейчас. Конечно, наши объемы продаж растут, и мы собираемся использовать незадействованные мощности при увеличении продаж, но когда конкретно это произойдет, я сказать не могу. Стоит отметить, что наши инвестиции в «Филип Моррис Ижора» были сделаны не только для расширения объемов производства, но и для того, чтобы ввести новые технологические элементы, которые, к примеру, позволяют производить новые разновидности сигарет. На «Филип Моррис Ижора» был оборудован новый цех полного цикла, от обработки сырья и изготовления мешек до выпуска резаного табачного наполнителя с использованием собственных соусов и ароматизаторов местного производства.

Инвестируя в фабрику «Филип Моррис Ижора», мы стремимся иметь возможность расширять наш портфель при первой необходимости.

- Рассматриваете ли вы вариант запуска на «Филип Моррис Ижора» производства новых марок? Когда это может произойти?

- Сейчас у нас 11 семейств марок на рынке, более 40 суббрэндов, это, должен сказать, очень сбалансированный портфель. Они представлены во всех ценовых и вкусовых сегментах, мы хорошо охватываем рынок. Конечно, мы не исключаем расширение портфеля.

- Занимающая второе место на российском рынке компания British American Tobacco неоднократно заявляла о своих намерениях занять первое место в количественном выражении к 2007 году, в денежном - в 2010-м. Как вы относитесь к подобным заявлениям?

- Я не комментирую заявлений конкурентов. Могу лишь сказать, что мы по-прежнему лидер по доле рынка и объему производства, мы также лидируем в наиболее быстрорастущих ценовых и вкусовых сегментах рынка и рассчитываем на усиление позиций.

- Но BAT в этом году запустила несколько новых брэндов, а у Philip Morris в 2005-м запусков не было. Как эта политика соотносится с вашим высказыванием о нелояльности российских потребителей?

- Все необходимые нам запуски брэндов или изменения внешнего вида упаковки продукта мы уже произвели в минувшие годы. Мы проделали большую работу и теперь консолидируем портфель. В частности, сейчас мы концентрируемся на рекламе, дистрибуции и установке торгового оборудования на местах продаж.

- В текущем году Philip Morris вышел из рядов членов отраслевой ассоциации «Табакпром». Почему?

- Действительно, в августе этого года совет директоров фабрики «Филип Моррис Кубань» принял решение о выходе из «Табакпрома». Причиной выхода был тот факт, что ассоциация не представляла интересов компании. Мы считаем, что необходимо регулирование отрасли, и готовы сотрудничать со всеми государственными органами по этому вопросу. Но, боюсь, «Табакпром» снижает потенциал наших действий в этой области. Поэтому мы решили, что наилучшим для нас будет работать самостоятельно, совместно с другими компаниями, поддерживающими наши взгляды.

Philip Morris традиционно выступает за специфическую систему акцизных сборов (фиксированный процент от объема партии вне зависимости от стоимости сигарет). Почему?

- Это прозрачный механизм налогообложения: вы точно знаете, сколько и за что вы платите. Это также дает возможность государству прогнозировать поступления в бюджет. Это гарантирует стабильность и предсказуемость для отрасли и для государства. Непонятно, почему сегодня сигареты по-прежнему остаются единственным подакцизным товаром в России, который не облагается полностью специфическим акцизным налогом.

- Чем вы объясняете успех на российском рынке Parliament, ведь на многих рынках это не самая популярная марка?

- Parliament был очень удачно запущен на этом рынке. Помимо премиального образа марки Parliament был первой маркой на рынке с угольным фильтром-мундштуком, белой бумагой для фильтра и пачкой со скругленными краями. Ценовое позиционирование марки также было выбрано очень удачно.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке