Термокружки

ФАС ищет владельцев «Тостов от Путинки»


Антимонопольное ведомство уже полтора года пытается запретить телефонную линию тостов

Завтра Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) рассмотрит законность рекламы бесплатной телефонной линии «Тосты от Путинки». По мнению антимонопольного ведомства, такая реклама является скрытым продвижением водки «Путинка» и «формирует у потребителя интерес к водке». Впрочем, по информации RBC daily, ФАС пока не знает, кого обвинять в нарушении закона, поскольку на московском «Кристалле» (производитель данной водки) и в компании «Винэксим» (владелец бренда) отрицают свою связь с продвижением телефонной линии. По мнению юристов, в этой ситуации применяется стандартный ход, когда создается специальная фирма, которая занимается проблемной рекламой и тем самым защищает владельцев и производителей марки от возможных претензий регулирующих органов. Эксперты говорят, что в любом случае запрет ФАС на рекламу телефонной линии был бы ошибочным и популистским и вряд ли смог бы как-то способствовать искоренению скрытой рекламы.

Это уже не первый случай, когда ФАС пытается уличить различные компании в нарушениях закона «О рекламе». В марте этого года экспертный совет ФАС признал неэтичной новогоднюю рекламу сети «Арбат Престиж» со слоганом «А у нас Новый год», в которой использовались образы полуобнаженных мужчин в костюмах Деда Мороза. Тогда же ФАС обвинила в нарушении закона «О рекламе» производителя мобильных телефонов Samsung, в ролике которого девушки в буквальном смысле дрались за право рекламировать данные изделия, что, по мнению антимонопольщиков, побуждало зрителя к агрессии. Наиболее часто внимание ФАС привлекали производители алкогольной продукции: в апреле реклама напитка «Союз-Виктан на березовых бруньках» была обвинялась в том, что формирует интерес потребителей к одноименной водке, а в сентябре такое же обвинение было направлено в адрес рекламы «Славянской воды», проходившей под слоганом «Настоящая русская вода».

Примерно полтора года назад появились рекламные сообщения о бесплатной телефонной линии «Тосты от Путинки», по которой все желающие могли услышать различные тосты. По данным «Ростелекома», в 2004 г. подобный вид телефонного сервиса по количеству звонков занял третье место после «вопросов президенту» и «срочной психологической помощи». Кроме того, рекламу «Тостов от Путинки» можно было увидеть на уличных билбордах, в метро и на других объектах наружной рекламы. Реклама «тостов» попала в поле зрения различных региональных управлений ФАС практически с момента своего появления: правомерность такой рекламы уже ставили под сомнение работники экспертных советов Новосибирского и Свердловского управления ФАС. Теперь очередь дошла и до Центрального управления ФАС. Как сказала RBC daily замначальника отдела по контролю и надзору за рекламой ФАС Татьяна Никитина, предметом разбирательства будет вопрос, формирует ли реклама этой телефонной линии интерес к водке или не формирует. «Как вы знаете, у нас реклама водки разрешена не во всех местах, а наружная реклама этих «тостов» размещается повсеместно, – напомнила она. – В этой рекламе используется название «Путинка», которое является достаточно известным водочным брендом». По словам г-жи Никитиной, мнение экспертного совета будет носить рекомендательный характер для ФАС. Однако если эксперты признают, что такая реклама формирует интерес к водке, то в таком случае будет возбуждено дело, за которым последует выдача предписания и наложение штрафа на виновное лицо от 400 до 500 МРОТ (40-50 тыс. руб.).

Получить комментарий от владельцев телефонной линии «Тосты от Путинки» RBC daily не удалось в силу того, что совершенно непонятно, кому она принадлежит. На московском «Кристалле», где разливается «Путинка», заявили, что права на данный бренд принадлежат компании «Винэксим», по заказу которой завод выпускает водку. В «Винэксиме» в свою очередь RBC daily заявили, что хотя права на «Путинку» действительно принадлежат им, но к «Тостам от Путинки» компания никакого отношения не имеет. «Этим занимается другая организация», – заявили RBC daily в компании, отметив, что не знают ее названия. В ФАС также затруднились ответить, к какой именно организации они будут предъявлять свои претензии, в случае если экспертный совет выявит факт нарушения закона.

По всей видимости, за «тостами» стоит организация, которая была создана для прикрытия реальных владельцев «Путинки» от возможных претензий антимонопольных органов. По мнению председателя Московской коллегии адвокатов Андрея Князева, скорее всего, юридически это отдельная компания, но фактически она может принадлежать владельцам марки. «Думаю, что это в данном случае оправданный ход, – заявил он RBC daily. – Я бы на их месте поступил точно так же».

Вне зависимости от того, какое решение примет ФАС по «Тостам от «Путинки» и найдет ли владельцев телефонной линии, стремление запретить рекламу тостов является ошибочным и популистским, считает президент ГК «Максима» Владимир Евстафьев. «Сама идея запрета продукции, которая легально продается, ошибочна, – заявил он RBC daily. – Притом еще неизвестно, какую законную норму надо применять, потому что претензии ФАС относятся скорее не к закону «О рекламе», а к закону «Об обороте этиловой продукции». На мой взгляд, все законодательные акты, которые связаны с рекламой, должны быть в одном законе». Другой эксперт, пожелавший остаться неназванным, отмечает, что ФАС достаточно выборочно относится к носителям скрытой рекламы. «Например, у нас запрещена реклама алкоголя в люксовых журналах, но если открыть Playboy или какой-нибудь еще популярный мужской журнал, видно, что он переполнен рекламой алкоголя. Почему-то ФАС на это никак не реагирует, – говорит эксперт. – На самом деле все понимают, что такие сверхограничения приносят больше вреда, чем пользы».

С точки зрения юристов, у антимонопольщиков мало шансов изжить скрытую рекламу как вид, так как после запрета одного способа рекламы неизбежно будет появляться другой. Тем более что штрафные санкции ФАС не могут серьезно ударить по кошельку рекламодателей. К «Тостам от Путинки», в отличие от «Славянской воды» и «Союз-Виктана на березовых бруньках», по мнению Андрея Князева, будет сложнее придраться в силу того, что эта реклама имеет отношение к объекту совершенно другого рода. «Хотявсем и понятны цели данной рекламы, но ведь реально-то линия есть, ее услугами можно воспользоваться. Если они даже запретят эту рекламу, люди все равно придумают что-то новое, например, какие-нибудь «Советы от Путинки» и т. д. Что касается формирования интереса к водке, то тогда можно сказать, что любое произведение художественной литературы, где описывается красивое застолье, формирует интерес к водке. Но ведь не запрещать же их из-за этого», – резюмирует г-н Князев.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке