Yahoo: уборка без разборки


Главная страница портала обновится, но не до неузнаваемости

Лэрри Теслер (LARRY Tesler) сделал карьеру на том, что придумывал, как упростить работу на компьютере. Именно он, работая в середине 1970-х инженером в легендарной лаборатории Xerox PARC в Силиконовой долине, изобрел механизм вырезания и выделения цветом при редактировании текста. Но сегодня 60-летнему спецу предстоит решить совсем иную дизайнерскую задачу. На посту вице-президента группы по удобству использования и дизайну в Yahoo! Inc. он отвечает за настройку домашней страницы Yahoo.com. С одной стороны, это редкая возможность полностью изменить дизайн знакового портала, на который ежедневно заходят миллионы посетителей. «Что бы я ни сделал, это окажет огромное влияние на великое множество людей», — говорит он. С другой стороны, по многим важным показателям то, что он призван наладить, вовсе и не сломано.

Пусть нынешний дизайн сайта Yahoo не победит на конкурсе интернет-красоты, пусть в нем нет простой элегантности «придверного коврика» главного конкурента, Google Inc., — но он работает. И любая переделка, при которой многочисленные кнопки и панели функций Yahoo сдвинутся с привычных мест, может вызвать недовольство тех самых миллионов посетителей. Если Теслер спугнет всего 2% гостей Yahoo, то за сутки на сайт зайдет на 300 000 посетителей меньше.

Поэтому никто не советует менять все, быстро и радикально. Но в то же время все опрошенные BusinessWeek столпы современного дизайна и бывшие инсайдеры Yahoo в один голос твердят: сайт Yahoo.com захламлен, на нем нет порядка, впечатление он производит почти шизофреническое. Если представить, что облик сайта для портала — то же, что рисунок ладони для человека, то по «ладони» Yahoo можно прочесть, что здесь стараются удовлетворить все запросы всех пользователей. Здесь тебе и заголовки новостей, и сплетни о знаменитостях, и вход в электронную почту, и поиск, и даже хостинг для небольших компаний. Это медиа-компания, провайдер услуг или поисковая машина? Как говорит Джон Запольски (John Zapolski), бывший менеджер, работавший в нескольких дизайнерских командах Yahoo: «Так сразу и не скажешь, почему это Yahoo лучше всех и во всем».

Да и не сводится все просто к внешнему виду. Бизнес все больше осознает, что дизайн — один из ключевых элементов стратегии, особенно для интернет-компаний типа Yahoo, для которых впечатления, полученные пользователем, имеют первостепенное значение. Никто не спорит, компания Yahoo, в принципе первой реализовавшая концепцию портала, лидирует с большим отрывом, занимая 8-е место в списке 50 лучших компаний, по версии BusinessWeek. Но за ней по пятам следуют голодные, хорошо подготовленные конкуренты типа Google, Microsoft и America Online, все как один сделавшие дизайн неотъемлемой частью своей стратегии преследования.

Фактически, по словам Запольски и других бывших сотрудников Yahoo, получается,
что главная страница — едва ли не единственный предмет ожесточенных споров внутри самой компании. В Yahoo без конца пытаются определить, какими сервисами посетители пользуются чаще всего. При этом, по словам бывших инсайдеров, бизнес-подразделения внутри компании сражаются за самые потенциально привлекательные точки на этой странице. В результате, несмотря на внедрение революционных новшеств на «внутренних» страницах, например новый музыкальный плеер и интерактивные карты на maps.yahoo.com, главная остается без перемен. Тони Хан (Tony Hahn), бывший директор Yahoo по удобству пользования, в апреле перешедший в молодую компанию по разработке софта Rearden Commerce Inc., говорит об этом так: «Слишком много поваров на одной кухне».

Должность не позволяет Теслеру открыто согласиться с этим, но неразбериха внутри
компании вполне заметна даже сторонним экспертам по дизайну. По их словам, страница воспринимается как мешанина, где финансам и гороскопам уделяется одинаковое внимание. Она обо всем и ни о чем, и, как это ни удивительно, ей не хватает индивидуальности. Это «страница, на которой вам хотят представить так много, что в итоге толком не представляют ничего», — считает Джесси Джеймс Гарретт (Jesse James Garrett), директор по стратегии удобства пользования из дизайнерской фирмы Adaptive Path в Сан-Франциско.

Конкуренты обновляются

Конкуренты Yahoo стараются избежать этой проблемы. Страница Google.com, по сути, это логотип и поисковый интерфейс, окруженный широким, успокаивающе действующим белым полем. Посыл понятен: Google — это поиск. AOL недавно сменила дизайн своей главной страницы, чтобы сделать акцент на эксклюзивном видеоконтенте компании. Даже домашняя страница MSN — тоже далекая от совершенства — сегодня выглядит более изящной. Изменив в феврале дизайн, здесь, как говорит продакт-менеджер группы Лайза Герри (Lisa Gurry), на 25% сократили количество ссылок. «Исходя из наших данных о пользователях, это было абсолютно верным решением», — говорит она. MSN рассматривает возможность еще более радикальных изменений, обкатывая новую концепцию на по-спартански оформленном новостном сайте с простым названием Start.com, который она втихомолку запустила несколько месяцев назад.

По словам Герри, фанатам технологий он пришелся по вкусу. Это такая чистая, изящная версия главной страницы MSN, что, чтобы просмотреть ее всю, не нужно даже пользоваться строкой вертикальной прокрутки. Теслер о перспективах главной страницыYahoo.com не распространяется, но кое-какие намеки все же делает. «Сколько я здесь работаю, столько настойчиво продвигаю одну мысль: работа с Yahoo должна быть в радость», — говорит он. Можно ожидать, что он задействует новые браузеры и справится с избытком информации, «спрятав» материалы, которые пользователь сможет просмотреть в развернутом виде, проехав мышкой по заголовку. Это намного улучшит дело. Но чтобы работа с Yahoo стала в радость, сделать еще предстоит ой как много.

Советы посторонних

Конструктивная критика главной страницы Yahoo. Рекомендации гуру интернет-дизайна:
1. ПОИСК: Надо отдать Yahoo должное: это одна из немногих ясно и четко обозначенных приоритетных функций. Она постепенно переместилась наверх и хорошо заметна на синем фоне. Ориентироваться в категориях поиска легко, поиск по Сети разумно организован по умолчанию. Как и на других сайтах, функция расширенного поиска отнесена вправо. В целом получается узнаваемая и понятная панель запросов, даже несмотря на то, что ее немного зажали логотип сверху и список сервисов снизу.

2. ДИЗАЙНЕРЫ считают, что этот безымянный бокс только всех путает. Не видно никакой логики в том, названия каких сервисов в нем, а какие — в других невнятно названных боксах типа Featured Services и More Yahoo Services. К тому же некоторые ссылки, например HotJobs и Health повторяются и в других боксах.

3 ЛОГОТИП: у экспертов нет единого мнения о том, насколько на самом деле удачен
кокетливый логотип. Большинство считают его одним из немногих проблесков индивидуальности. Но вот Жаннин Гуидо (Jeanine Guido), креативный директор bamesandnoble.com, кажется, будто иконки рисовал старшеклассник.

4. NEWS AND ENTERTAINMENT: в этих важных разделах удачно использованы фотографии. На Yahoo не стали втискивать сюда большие фото, а вполне разумно хорошо выстроили работу с маленьким форматом. Заголовки понятны и хорошо читаются. Но у определенной части специалистов и тут есть претензии. Некоторые предлагают сэкономить место, объединив названия разделов в один бокс What’s New или по крайней мере обозначить, что оба они представляют собой собственный контент Yahoo, сделав боксы с названиями того же цвета, что и логотип.

Дизайнер Джейкоб Нильсен (Jakob Nielsen) из фирмы Nielsen Norman Group отдает Yahoo должное за то, что это один из первых сайтов, на котором указывается только прирост индекса Dow Jones, а не абсолютные цифры.

5. WEATHER: это тот раздел, который нравится всем. После того, как вы введете в панель запроса название города, в котором в данный момент находитесь или который вас интересует, Weather Box автоматически покажет данные о местных метеоусловиях и особенностях погоды. Чем больше Yahoo сможет предоставлять своим пользователям возможности так легко и просто получать необходимую им конкретную информацию, автоматически реагируя на введенный запрос, тем лучше.
Этот бокс на самом деле так популярен, что его надо бы перенести намного выше.

6. MARKETPLACE вызывает столько же критических замечаний, сколько метеобокс — хвалебных отзывов. Что касается дизайна, то он очень похож на редакционный контент Yahoo, однако на самом деле представляет собой рекламные объявления. «Хуже этого на сайте ничего нет», — считает Нильсен.

7. НЕПОНЯТНЫЙ БОКС и набор собранных в нем ссылок мало что проясняет. Что общего у Fantasy Football, DSL Service и HotJobs? Непонятно. И почему все это расположено выше, чем платная реклама? Yahoo слишком стремится направить весь трафик на собственные сервисы.

8. BUZZ LOG: текст здесь не всегда столь же ясен, как в разделах новостей и развлечений, но это одно из немногих мест на сайте, где есть интерактивные возможности. «Отличный способ увеличить трафик, — полагает дизайнер Томас Мюллер (Thomas Mueller) из Studio TM. — Пользователи любят смотреть, чем интересуются другие пользователи». В сочетании с боксом Entertainment это позволяет Yahoo выглядеть модно и современно.

Сайту хорошо было бы побольше контента такого типа и меньше навязывания собственных сервисов.

9. SMALL BUSINESS: находится высоко, но совершенно выбивается из общего ряда на сайте, ориентированном на потребителя. Эксперты рекомендуют Yahoo пойти на радикальные меры и убрать этот бокс совсем. Если представители малого бизнеса зайдут на Yahoo в поисках возможностей для хостинга, они найдут их через другие боксы.

868
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :