МТС собираются внедрить мобильное телевидение


Однако эксперты пророчат этому сервису в России очень скромные перспективы

По данным исследования аналитической компании In-Stat, опубликованного в среду, объем рынка мобильного телевидения в мире к 2009 г. превысит 600 млн долл. Этот дополнительный сервис, предоставляемый большинством операторов сотовой связи мира, развивается достаточно быстрыми темпами. Эксперты подсчитали, что в конце 2004 г. около 1,6 млн человек в мире смотрели телепередачи со своих мобильных телефонов, а через пять лет число пользователей этой услуги вырастет до 32 млн, причем половина из них живет в азиатских странах. Хотя большая часть территории России и находится в Азии, мобильное телевидение пока остается крайне мало популярной услугой сотовых операторов. Пока ее предлагает только «МегаФон» в Московском и Северо-Западном регионе. По информации RBC daily, в ближайшей перспективе МТС также предложат своим абонентам возможность смотреть телеканалы со своего мобильника. Тем не менее эксперты пророчат этому сервису в России лишь нишевую роль.

Согласно исследованию аналитической компании In-Stat, большинство операторов сотовой связи в развитых странах мира уже стали или готовятся стать операторами доставки телесигнала. Аналитики прогнозируют, что объем рынка мобильного телевидения в мире к 2009 г. превысит 600 млн долл. Эксперты говорят о бурных темпах роста этого сегмента рынка мобильного контента. Так, если в конце минувшего года смотрели телепередачи со своего телефона только около 1,6 млн человек в мире, то через пять лет их число вырастет до 32 млн. Половина всех пользователей этой услуги живет в Азии. Эксперты прогнозируют динамичный рост рынка мобильного телевидения особенно в технологически развитых регионах. Эксперты компании Informa в последнем исследовании пришли к выводу, что через пять лет в мире будет как минимум 125 млн мобильных телефонов, способных принимать сигналы мобильной сети телевещания.

На этом фоне ситуация в России выглядит по меньшей мере странной. Третий по величине российский оператор «МегаФон» осуществил коммерческий запуск мобильного телевидения еще в декабре 2003 г. Сейчас абоненты «МегаФон» в Московском и Северо-Западном регионе имеют возможность смотреть передачи порядка 10 телеканалов через свой мобильный телефон, в том числе Муз-ТВ, РБК-ТВ, Style TV, Рамблер-ТВ и другие. «Спрос на услугу есть, и он растет, – заверил RBC daily советник генерального директора ЗАО «Соник Дуо» Роман Проколов. – Сейчас ей пользуются около 10 тыс. абонентов «МегаФон» в Москве. Тем не менее существует несколько факторов, сдерживающих ее массовое распространение. Во-первых, это достаточно высокая стоимость мобильных телефонов, поддерживающих ее. Впрочем, в последнее время это скорее средне и средневысокий ценовой сегмент. Во-вторых, скорость передачи данных. Эта проблема также постепенно решается с внедрением технологии EDGE». Г-н Проколов, однако, убежден, что мобильное телевидение в России ждет большое будущее, о чем свидетельствует опыт других стран. О планах внедрения услуги мобильного телевидения в других сотовых сетях пока не сообщают. Как сказал RBC daily директор по связям с общественностью «Мобильных ТелеСистем» Павел Нефедов, ведущий оператор работает над этим проектом. «Хотя еще год назад мы были убеждены, что в условиях российского рынка это бесполезная вещь. Теперь ситуация изменилась», – отметил он. В отличие от основного конкурента, «ВымпелКом» пока не заявляет о своих намерениях внедрить у себя эту услугу.

По мнению аналитиков, о коммерческой эффективности мобильного телевидения пока говорить рано. «Это имиджевая услуга, направленная на получение прибыли в долгосрочной перспективе. На данный момент максимальной потенциальной аудиторией пользователей мобильного телевидения в России является не более 3% абонентов сотовой связи», – сказала RBC daily аналитик J’son and Partners Полина Масленникова. Не видит больших перспектив для этого сервиса в ближайшие годы и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «На мой взгляд, реальная аудитория мобильного телевидения в России (те абоненты, которые регулярно смотрят телепрограммы через сотовый телефон) мизерна – 50-60 человек. Остальные пользуются этой услугой «разово», из интереса. В ближайшие три-пять лет мобильное телевидение в России останется нишевой услугой, – сказал он RBC daily. Впрочем, потенциал у рынка все же есть. По данным Mobile Research Group, сейчас в России в продаже находится около 500 тыс. сотовых телефонов, поддерживающих эту технологию.

Однако даже мобильное телевидение может стать популярной и массовой услугой при грамотной маркетинговой политике оператора. Вот в этом как раз и может заключаться одна из важных причин слабой динамики развития сегмента. «Все такие услуги очень высоко рискованные – может, «выстрелят», а может, и нет. Я не разделяю ажиотаж на тему: дополнительные услуги (VAS) как возможность поднять ARPU, – отметил RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Иван Кабулаев. – Любой сервис нужно «раскручивать», причем долго. Показателен пример «мертвого» сервиса WAP – он оказался просто мало кому нужен». Многие эксперты считают, что такая ситуация может складываться до тех пор, пока активно рекламируются услуги на базе SMS-сообщений, на которые сейчас в среднем приходится около 80% выручки от всех VAS. «Большой вопрос, ко всему прочему, окажутся ли кому-нибудь нужными GPRS/EDGE и даже сети третьего поколения сотовой связи, когда во всех крупных городах будет достаточно много точек доступа в интернет с технологией WiFi/WiMAX», – добавил г-н Кабулаев.

Есть еще один важный технологический момент, который может повлиять на развитие мобильного телевидения в России. «В прошлом году в Европе был принят специальный стандарт цифрового мобильного телевидения – DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld), работающий в сетях 3G. Эта технология является более дешевой, чем EDGE и GPRS, а также обеспечивает более высокое качество трансляции, – поясняет Полина Масленникова. – После массового запуска в коммерческую эксплуатацию технологии DVB-H в Европе можно будет говорить об экономической эффективности проектов мобильного телевидения. Соответственно, российские операторы должны сначала получить лицензии 3G. Таким образом, перспектива превращения мобильного телевидения в массовый сервис – в лучшем случае 5-6 лет».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке