Вчера на МПБК «Очаково» была запущена в производство новая линейка слабоалкогольных коктейлей Stolichnaya Ice, производство которых будет осуществляться по лицензии ФКП «Союзплодоимпорт» в течение 10 лет. Первые несколько месяцев планируется поставлять напитки в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, где они будут продаваться на предприятиях общественного питания, в магазинах Duty Free и на дипломатических оптовых складах, и только к Новому году эти коктейли смогут появиться и на российских прилавках. Впрочем, аналитики полагают, что если за рубежом коктейль и будет пользоваться спросом, то в России успеха ждать не следует.
МПБК «Очаково» – один из крупнейших независимых производителей пива в России. В 2004 г. объем продаж «Очаково», по собственным данным компании, составил около 755,3 млн л, что на 7,4% больше, чем в 2003 г. Реализация пива снизилась на 1% – до 525 млн л. Напротив, безалкогольных напитков, в том числе натурального кваса, в прошлом году было продано 88 млн л (рост на 27,7%). На российском рынке слабоалкогольных коктейлей «Очаково», по оценкам агентства «Бизнес-Аналитика», является вторым по величине игроком (16%), уступая лидерство компании «Хэппилэнд» (22%). В линейку коктейлей «Очаково» входят такие напитки, как «Очаково», «Джин-тоник», «Сидор», «Оранж» и другие. Свои финансовые результаты компания не раскрывает, но, по оценке Натальи Мильчаковой, аналитика ИК «Метрополь», выручка комбината «Очаково» в 2004 г. составила 10,5 млрд руб.
Соглашение о выпуске и реализации коктейлей Stolichnaya Ice было подписано «Очаково», «Союзплодоимпортом» и его официальным дистрибьютором – компанией Al Maidan Alco F.Z.E. – в конце августа. Коктейли, имеющие крепость 7%, приготовлены на основе водки «Столичная», в чем, как говорят разработчики продукта, состоит их главное отличие от других слабоалкогольных коктейлей, в которых за основу берется спирт. Напитки будут выпускаться в стеклянной таре объемом 0,275 л. По словам Владимира Логинова, гендиректора «Союзплодоимпорта», первая партия коктейлей отправится в ОАЭ, а потом и в другие страны арабского мира. Согласно предварительным исследованиям, примерный объем продаж в этом регионе составит свыше 50 тыс. декалитров в год. В «Очаково» не исключают, что в будущем к этим странам присоединятся также государства Восточной Европы и Латинской Америки. Планируется возобновление продаж и на внутреннем рынке – новые коктейли появятся в магазинах и супермаркетах Центрального федерального округа. Правда, как сказал г-н Логинов, произойдет это не раньше Нового года.
Марка коктейлей Stolichnaya Ice имеет давнюю и противоречивую историю. Ровно два года назад «Союзплодоимпорт» заключал аналогичное нынешнему соглашение с другим российским производителем алкоголя – черноголовским заводом «ОСТ-Аква». Только тогда коктейли выпускались главным образом для российского рынка. Бренд-менеджер компании «Очаково» Анастасия Сурина два года назад, комментируя появление Stolichnaya Ice, выказала скептическое отношение к этому событию, отмечая, что новый коктейль не сможет изменить ситуацию на рынке. И, как оказалось, была права: Stolichnaya Ice не снискала признания потребителей. Аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков считает, что отчасти это произошло потому, что в России марка «Столичная», которая в советское время выпускалась на любом региональном ликероводочном заводе, а в перестроечный период под ней выходило огромное число контрафактной продукции, достаточно ослабла и уступила многим другим. «Поэтому Stolichnaya Ice, собственно, и продвигать даже не стоило. Возможно, что «ОСТ-Аква» отказалась от сотрудничества с «Союзплодоимпортом», потому что бренд оказался неудачным», – сказал г-н Кочетков RBC daily.
На вчерашней пресс-конференции в «Очаково» г-н Логинов не дал точного ответа на вопрос, почему «Союзплодоимпорт» не стал продолжать сотрудничество с «ОСТ-Аква». Между тем в самой группе «ОСТ» RBC daily подтвердили версию Владислава Кочеткова и сообщили, что при запуске Stolichnaya Ice были допущены определенные маркетинговые просчеты, связанные с позиционированием продукта, вследствие чего и возникли проблемы с его быстрым продвижением на рынок. «Проект не принес ожидаемых результатов, поэтому мы сочли невозможным для себя выполнить задачи, поставленные перед нами ФКП «Союзплодоимпорт», – заявил RBC daily директор завода «ОСТ-Аква» Дмитрий Гусев. – В результате было принято решение о прекращении сотрудничества в рамках данного договора».
То, что «Очаково» решило начать производство Stolichnaya Ice пока только на экспорт, аналитики находят вполне оправданным в свете вышеизложенной истории марки и ситуации на рынке слабоалкогольных коктейлей в России. Данный сегмент рынка сейчас достаточно насыщен, при запуске новых брендов нужно вложить немало средств в их продвижение. Что же касается западных и азиатских стран, где марка «Столичная» по-прежнему остается одним из сильнейших водочных брендов, уступая разве что «Абсолюту», то там, по словам г-на Кочеткова, любую продукцию под таким названием можно продвигать достаточно выгодно и без особых затрат, имея нормальный объем продаж. «Очаково» выбрало себе наиболее перспективный рынок, где продукт можно вывести без каких-то маркетинговых бюджетов», – говорит аналитик.
При этом эксперты отмечают, что сотрудничество с «Союзплодоимпортом» поможет «Очаково» усилить пошатнувшиеся позиции на рынке. «Динамика доли «Очаково» на рынке коктейлей негативная», – комментирует Снежана Равлюк из «Бизнес-Аналитики». По мнению же Владислава Кочеткова, через полтора года компания может стать перед выбором: либо продаваться, либо диверсифицировать бизнес и предлагать новые продукты. «Именно поэтому «Очаково» сейчас и выпустило на рынок такое огромное число брендов, – считает аналитик. – На данный момент компания проходит тест на выживание. Пока у «Очаково» есть деньги, предприятие может позволить себе протестировать на потребителях достаточно много брендов, потом, возможно в следующем году, оно их сократит количество марок как минимум вдвое, сконцентрировавшись на продвижении наиболее успешных».
Stolichnaya Ice сольют на Восток
07.09.2005
После провала на российском рынке слабоалкогольный коктейль попробует начать новую жизнь в Азии