Ford и GM вышли в «мусор»


Решение Moody's делает перспективу банкротства ведущих автопроизводителей не такой уж призрачной

Перспектива банкротства ведущих автомобильных производителей США «становится теперь еще не реальностью, но уже угрозой». Так ведущие аналитики отреагировали на решение агентства Moody's снизить долгосрочный кредитный рейтинг компаний Ford и General Motors до спекулятивного уровня.

После того как в начале мая этого года другое агентство – Standard & Poors также опустило рейтинги обоих автомобилестроителей и их финансовых подразделений ниже инвестиционной категории, волны пошли по всему американскому фондовому рынку: инвесторы сбрасывали бумаги указанных эмитентов и приобретали казначейские обязательства. С учетом значимости этих эмитентов реакция была неудивительной, и сейчас, по всей видимости, она станет еще более выраженной. Из всех трех «рейтингеров» только Fitch пока еще держит Ford в инвестиционной категории (BBB), правда, уже с негативным прогнозом. GM отправлен в категорию «мусор» по всем трем версиям, что грозит компании огромными проблемами. Ведь различные фонды, включая пенсионные, ранее охотно инвестировавшие в автопром, уходят из акционерного капитала отрасли, поскольку в их уставах записана невозможность вкладывать средства в бумаги, не получившие инвестиционного рейтинга.

Объем долговой нагрузки GM (290 млрд долл. на начало года) и Ford (свыше 160 млрд) значительно превышал суверенный долг России, включая его советскую часть. При этом перспективы снижения долгового бремени остаются туманными. Продажи основных моделей указанных производителей, в том числе на американском рынке, продолжают падать. Убытки основных — североамериканских — подразделений только за второй квартал 2005 г. составили 2,5 млрд долл. у GM и 820 млн долл. у Ford. Как считают эксперты, основной проблемой компаний является неудачно сделанный акцент на производстве больших и дорогих внедорожников, поедающих огромное количество топлива. В условиях стабильно высоких цен на нефть и нефтепродукты такие машины становятся для многих непозволительной роскошью. К тому же, указывают эксперты, американское правительство, хотя и отказалось от ратификации Киотского протокола, недавно вынуждено было выдвинуть собственный план борьбы с глобальным изменением климата, подразумевающий меры по «экологизации» автомобилестроения (что сулит дополнительные трудности производителям полноразмерных джипов).

Трудности GM усугубляются еще и тем, что одобренный ранее план сокращения издержек, предусматривавший главным образом сокращение числа рабочих мест на американских предприятиях компании (со 140 до 115 тыс. к 2008 г.), не встретил понимания профсоюзов. Таким образом, автомобильный гигант, несколько лет назад заполучивший основные активы Daewoo именно после нарастания финансовых трудностей последней и отказа корейских профсоюзов одобрить план оздоровления компании, теперь сам может наступить на те же грабли. Часть экспертов полагает, что уже в конце осени, если переговоры с профсоюзами не приведут к успеху, а продажи продукции не пойдут вверх, финансовые трудности компании могут усугубиться настолько, что она вынуждена будет искать защиты от кредиторов на основании 11-й статьи федерального закона о банкротстве. У Ford дела обстоят не намного лучше.

Как отмечают эксперты, GM (бренды Chevrolet, Buick, Opel, Saab, Hummer и т. д.) и Ford (Ford, Jaguar, Volvo и т. д.) в целом проигрывают соревнование с азиатскими производителями – причем не только на американском рынке, но и на европейском. В то время как продажи этих компаний падали, Toyota, Nissan и другие японские, а также корейские производители в целом наращивают производственные и финансовые показатели (причем у Nissan наблюдался в том числе и рост продаж внедорожников). Что объясняется и в целом большей экономичностью азиатских машин, нестандартными маркетинговыми ходами, а отчасти и лучшим контролем их производителей над издержками.

GM и Ford контролировали издержки, видимо, относительно хуже. GM, например, не стал переносить производство своих главных моделей, вроде Tahoe, в страны с более дешевой рабочей силой, например, в Мексику (где вообще у компании давно работает несколько предприятий) — отчасти из-за упомянутых проблем с профсоюзами, отчасти из-за неверия в качество «латинской» сборки. Однако это не избавило продукцию GM от нареканий и необходимости отзыва для исправления дефектов. В этой связи активные инвестиции американских компаний в Китай (где прежде очень высокая маржа автопроизводителей хоть и уменьшилась за последние два года, но все равно остается значительной, представляется многим экспертам верным решением — хотя собственно китайский рынок сейчас замедлил темпы роста, местный автопром имеет огромные экспортные перспективы). Приход GM и Ford в Россию также представляется логичным шагом – хотя РФ и составляет пока всего 3% мирового авторынка, но, во-первых, этот рынок стабильно растет, а во-вторых, в условиях обострившейся глобальной конкуренции и такие рынки имеют значение.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке