В Россию с вожделением

23.08.2005

Руперт Мердок хочет долю в независимой телекомпании REN TV — и Кремль может дать ему добро

KОГДА В ИЮНЕ МЕДИА-магнат Руперт Мердок (Rupert Murdoch) и небольшая группа американских бизнесменов встречались в Санкт-Петербурге с российским президентом Владимиром Путиным, глава News Corp. поднял дискуссионный вопрос: собирается ли Кремль когда-нибудь ослабить свою фактическую монополию на российском ТВ? Для Мердока это вопрос не праздный. Российский телерынок все более привлекателен и при этом один из немногих, остающихся за пределами его мировой империи. Ответ Путина оказался неожиданным: в конце концов конкуренция возможна.

После этого мощная машина Мердока заработала полным ходом. 1 августа топ-менеджеры News Corp. прилетели в Москву, чтобы изучить возможность приобретения миноритарного пакета акций REN TV — национальной телекомпании, созданной 8 лет назад. Будучи всего лишь номером 6, она сделала себе имя независимой подачей новостей. По закону, иностранным акционерам разрешается напрямую владеть менее 50% акций российских телекомпаний. И если люди Мердока нуждались в напоминании о том, что тут затрагиваются национальные интересы, оно прозвучало громко и четко. 2 августа Москва заявила: после того, как американская телекомпания ABC дала в эфир интервью с Шамилем Басаевым, чеченским полевым командиром, взявшим на себя ответственность за прошлогодний захват школы в Беслане, аккредитация работающих на ABC журналистов возобновлена не будет.


НАБЛЮДАТЬ И ЖДАТЬ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Кремля Мердок может оказаться идеальным иностранным инвестором. Этот медиа-магнат австралийского происхождения знает, как строить отношения с авторитарными режимами. Так, в 1994 году в Китае, опасаясь задеть Пекин, его спутниковая сеть Star TV прекратила трансляцию передач BBC.

К тому же Мердок в России не новичок. News Corp. уже контролирует примерно четверть $800-миллионного рынка наружной рекламы и сделала инвестиции в две российские радиостанции. Примерно два года назад компания пыталась приобрести пакет акций спутникового вещания четвертой по величине вещательной компании НТВ, которая принадлежит контролируемому государством «Газпрому», но получила категорический отказ. «Мы уже давно внимательно присматриваемся к российскому телерынку», — отмечает Марти Помпадур (Marty Pompadur), председатель News Corp. по Европе.

Возможно, REN TV — одна из немногих оставшихся у Мердока возможностей занять плацдарм в российской телеотрасли. Это многообещающий рынок: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом полугодии 2005 года расходы на рекламу подскочили на 33%, до $970 млн. При том что два национальных канала — «Первый» и «Россия» не продаются, телекомпанию REN TV, доходы которой за 2004 год оцениваются в $90 млн., можно считать самым перспективным вариантом. News Corp. заинтересована в приобретении 35% акций REN TV, рассказал источник из частной российской компании «Северсталь-групп», которая в начале июля заплатила $100 млн. за 70% акций REN TV, принадлежавших российской энергетической монополии РАО «ЕЭС России». Оставшиеся 30% акций приобрел немецкий вещатель RTL.

На первый взгляд REN TV может показаться не таким уж большим выигрышем. Доля ее аудитории не превышает 5%. Но вдумчивая, западная манера подачи новостей сделала ее популярной среди элиты. По информации инсайдеров медийного рынка, Кремль «попросил» РАО «ЕЭС России» избавиться от акций REN TV после того, как во время парламентских выборов в 2003 году телекомпания сочувственно освещала деятельность оппозиционных либеральных партий, что в самой компании отрицают.

Вовсе не обязательно, что REN TV достанется Мердоку. Конкурентом News Corp. выступают основатели канала. Кроме того, если News Corp. намерена приобрести 35% акций, а RTL сохранит свои 30%, предстоит найти способ обойти ограничения на участие в телевизионных СМИ иностранцев. Хотя некоторые из высокопоставленных чиновников и могли бы поддержать News Corp., остальные останутся втвердом убеждении, что пускать в Россию телеимперию Мердока никак нельзя. «Есть вРоссии такая поговорка: «Не лезь в чужой огород»», — замечает представитель «Газпром-медиа» Антон Сергеев.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN