В Новый год Россия останется без алкоголя


Торговцы импортным спиртным считают, что изменения правил ввоза алкогольной продукции могут привести к остановке поставок алкоголя в Россию

Вчера Национальная алкогольная ассоциация (НАА) представила данные об импорте алкоголя в Россию за первое полугодие 2005 г. В этот период времени поставки алкогольной продукции увеличились на 21,1% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года, в денежном выражении составив 522,5 млн долл. На фоне этих успешных показателей слышны опасения экспертов и участников рынка, что введение с 1 января 2006 г. существенных изменений в порядок маркировки ввозимой в РФ алкогольной продукции может привести к остановке импорта алкоголя, так как государство не успеет напечатать к сроку новую акцизную марку, а продукция под старой маркой будет считаться нелегальной.

Пока же импорт алкоголя в Россию демонстрирует весьма неплохие показатели. Так, за первое полугодие импорт вина составил 250,9 млн л (241,2 млн долл.), вермутов, сидра и перри – 8,1 млн л (32,2 млн долл.), крепких спиртных напитков – 64 млн л (249 млн долл.), в том числе водки и ликероводочных изделий – 49,9 млн л (на 115,1 млн долл.). Как отмечает НАА, общее увеличение импорта произошло в основном за счет роста поставок водки и ликероводочных изделий на 75% в объемном выражении и на 57,2% – в стоимостном. 80% от общего импорта водки и ликероводочных изделий в РФ приходится на украинскую продукцию. Импорт вина увеличился на 18,4%, в основном за счет поставок из Молдавии, Франции, Грузии, Болгарии, Испании. Причем импорт грузинских вин вырос на 49,7%.

Накануне появления данных НАА в Федеральной таможенной службе (ФТС) состоялось заседание экспертного совета по алкогольной продукции, на котором директор по внешним связям Комитета производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов высказал беспокойство тем, что вводимые с 1 января 2006 г. новые правила маркировки импортируемого в Россию алкоголя могут заблокировать ввоз напитков из-за рубежа. По мнению г-на Романова, к новым условиям будет невозможно подготовиться с технической точки зрения. На данный момент все еще остается неясным порядок распоряжения продукцией, промаркированной действующими в настоящее время марками. Таким образом, по мнению Александра Романова, система защиты таможней прав интеллектуальной собственности держателей торговых марок алкоголя оказалась под угрозой. В свою очередь заместитель начальника главного управления федеральных таможенных доходов ФТС Александр Сорвачев заявил, что его ведомство не участвовало в разработке этого закона, но при этом постарается обеспечить его реализацию в положенные сроки. Правда, для этого необходимо будет подготовить как минимум шесть постановлений правительства, что пока не входит в компетенцию ФТС.

Напомним, что введение новых стандартов маркировки ввозимого в Россию алкоголя связано с тем, что в 2006 г. в стране начнет действовать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая станет собирать сведения о производстве и движении спиртных напитков на территории России, и весь импортируемый алкоголь должен будет иметь новую марку со штрих-кодом. Также, согласно новым правилам, с начала следующего года акцизные марки станут наносить не в стране, где производится товар, а на территории России. Тогда как сейчас многие производители маркируют бутылки уже на поточных линиях.

Участники рынка не скрывают своего беспокойства неопределенной ситуацией с изменениями правил маркировки. Так, например, в компании Whitehall, являющейся одним из крупнейших импортеров алкоголя в России, RBC daily заявили, что больше всего их волнует вопрос, что будет со ввозом той продукции, марки на которую были получены в этом году, но которая будет поступать в 2006 г. «Нас это очень сильно пугает, поэтому мы со своей стороны будем максимизировать наш товарный запас перед Новым годом по отношению к тому, что был запланирован изначально, чтобы благополучно пережить этот переходный период, – сказал RBC daily начальник главного финансового управления компании Александр Корпинский. – Я думаю, что нам дополнительно придется ввести столько алкоголя, сколько будет необходимо для торговли в течение одного-двух месяцев с начала следующего года». В то же время г-н Корпинский надеется, что полной остановки импорта все же не произойдет: «В противном случае бюджет недополучит огромное количество денежных средств в виде акцизных платежей, таможенных пошлин и т.д. Не думаю, что государство это допустит».

Президент НАА Павел Шапкин полагает, что нервозность импортеров алкоголя вызвана отсутствием полной и точной информации о планируемых изменениях закона. По его словам, импортеры просто не знают, к чему готовиться, когда, с одной стороны, идут разговоры о том, что в закон нужно вносить изменения, с другой стороны, нет сведений о том, в каком направлении идет подготовка нормативной базы, и слышны предположения, что новые правила вообще не нужны. «Когда что-то меняется, то это естественно вызывает опасения у участников рынка, а самым главным в такой ситуации является отсутствие информации, а также появления заявлений со стороны людей, которые должны обеспечивать выполнение закона, что они этого сделать не успеют, не смогут и т.д. Вот что вызывает истерию», – сказал г-н Шапкин RBC daily.

По мнению экспертов, даже если импортерам и удастся вовремя подготовиться к вступлению новых правил, угроза прекращения ввоза в нашу страну алкогольной продукции все равно сохранится. Виной тому являются планы ФТС перестать закупать старые марки. «То, что сейчас ФТС заявляет о том, что они перестают заказывать марки старого образца, может привести к остановке импорта. Такие вещи делать нельзя. Нужно продолжать нормально и спокойно работать, заказывать марки и дальше, а не создавать за шесть месяцев до конца года искусственного дефицита. Такие ненужные сложности, не связанные с самим законом, естественно могут привести к остановке импорта», – считает Павел Шапкин.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN