Хит-парад погибших доткомов


Журналисты CNet составили хит-парад погибших доткомов, куда вошли самые яркие представители своего времени

Ни один из них не дожил до наших дней.

Феерические скачки курса акций Google навевают мысли о новом витке бума доткомов, наступившем пять лет спустя после исторических событий на стыке тысячелетий. Конечно, такое не грозит Google, но знание истории является обязательным для тех, кто жаждет повторить успех этой компании — а ведь желающих становится больше и больше.

Webvan (1999–2001)

Хороший урок бума доткомов: даже если у вас есть хорошая идея, спешка не приводит ни к чему хорошему. Интернет-магазин бакалейных товаров выручил $375 млн от IPO, открыл подразделения в восьми американских городах и построил гигантскую инфраструктуру. Когда капитализация достигла $1 млрд, фирма огласила план по расширению сети на 26 городов, но так и не смогла выйти в ноль, ибо торговля бакалеей имеет чрезвычайно скромную маржу. Компания закрылась в июле 2001 г., уволив 2000 сотрудников.

Pets.com (2000)

Еще один важный урок: реклама, какой бы умной она не была, не сможет вас спасти. Фирменный талисман Pets.com — говорящая кукла-носок — была знакома каждому американцу и появлялась на всех каналах ТВ. Но даже она так и не смогла убедить владельцев кошек и собак покупать вещи для своих любимцев именно в онлайне. Интернет-магазин собрал $82,5 млн в феврале 2000 г. и разорился девять месяцев спустя.

Kozmo.com (1998–2001)

Пример того, как хорошая идея превращается в плохую. Онлайновый супермаркет и служба доставки Kozmo.com была настоящей находкой для жителей городов — в одном магазине можно было заказать все, что нужно, от пиццы до видеокассет, а в течение часа курьер бесплатно доставит товар к вам домой. Но фирма очень поздно поняла, что ее главное преимущество — бесплатная доставка — стала главным же недостатком. Доставка пакетика жвачки на другой конец города обходилась магазину слишком дорого. Компания ввела минимальную сумму заказа в $10, но это не предотвратила разорения фирмы в марте 2001 г. От инвестиций в размере $280 млн ничего не осталось, а 1100 сотрудников в семи городах были уволены.

Flooz.com (1998–2001)

Для каждой хорошей идеи найдется ужасное применение. Система онлайновых платежей Flooz.com вводила в обращение виртуальную наличность, которую можно было потратить в интернет-магазинах. Поскольку каждый мог и так расплатиться в магазине с помощью пластиковой карточки, было абсолютно непонятно, зачем нужно сначала покупать «электронные деньги». Бизнес был обречен. Фирма обанкротилась в 2001 г. вместе со своим конкурентом Beenz.com.

eToys.com (1997–2001)

Сейчас этот интернет-магазин по продаже игрушек возвращается в бизнес, но его первая попытка — типичная история лопнувшего пузыря. Компания собрала $166 млн во время IPO в мае 1999 г. В октябре того же года курс ее акций вырос до $84, а спустя 16 месяцев упал до 9 центов. Как и Pets.com, эта компания потратила миллионы на рекламу, маркетинг, технологии и битвы с конкурентами. И, как во многих других случаях, расходы фирмы многократно превысили доходы, а инвесторы пошли искать другие «золотые яйца».

Boo.com (1998–2000)

Еще один «мертвец», который сейчас возрождается под видом Fashionmall.com. Наглядный пример того, что лопнувшие пузыри — это не только американский феномен. Британский интернет-магазин модной одежды с самого начала страдал от плохого менджмента и неправильного подохда к бизнесу. Очень сложный сайт, сделанный на основе Flash и JavaScript, был очень медленным и грузился ужасно долго для диалапа. Британский магазин активно рекламировал себя как международный торговый дом, и в результате ему пришлось иметь дело с множеством языком, валют и налоговых систем. Продажи так и не вышли на запланированный уровень, и фирма прекратила работу в мае 2000 г., растратив $160 млн.

MVP.com (1999–2000)

Пример этого магазина спортивных товаров показал, что привлечение знаменитостей для рекламы ничего не стоит в долгосрочной перспективе. Ни Майкл Джордан, ни Уэйн Грецки не помогли компании совладать с платежной ведомостью, скорее наоборот. Образованная в 1999 г. и получившая $65 млн инвестиций, фирма наняла 150 сотрудников и заключила четырехлетнее рекламное соглашение с телекомпанией CBS, по которому CBS получала $85 млн и долю в компании. Год спустя CBS сама занялась интернет-бизнесом, открыла подразделение SportsLine.com и расторгла соглашение с MVP.com из-за неуплаты $10 млн. Игра была закончена, а доменом завладел SportsLine.

Go.com (1998–2001)

Компания Уолта Диснея тоже заболела «золотой лихорадкой», открыв портал Go.com. Запущенный в 1998 г., этот портал включал в себя онлайновые владения Диснея и компанию Infoseek, в которой был приобретен контрольный пакет акций. Позиционируя себя в качестве универсального портала, Go.com никогда так и не смог составить настоящую конкуренцию тому же Yahoo, хотя поисковые технологии Infoseek, пожалуй, были лучше, чем у конкурента. В январе 2001 г. Go.com был закрыт, а компания Диснея оплатила $790 млн долгов. Сайт до сих пор существует, но на нем нет ничего кроме ссылок на разные ресурсы Walt Disney Company.

GovWorks.com (1999–2000)

История этого доткома была настолько хороша, что легла в основу документального фильма Startup.com, в котором запечатлена его короткая жизнь. Хорошая идея сайта: помогать гражданам вести дела с муниципальными службами. GovWorks.com был основан двумя друзьями, знакомыми с детства. Один — вспыльчивый бизнесмен, а второй — программист, разработавший софт. Сначала все шло хорошо, но когда на них свалились миллионы долларов, широкая известность и даже политическое влияние, то все сразу разладилось. Друзья начали ссориться и в итоге разошлись, технология была украдена, а софт так никогда не начал работать так, как должен был. В 2000 г. GovWorks.com был куплен конкурентом.

Kibu.com (1999–2000)

Один из самых необычных доткомов — сообщество для девочек-тинейджеров Kibu.com. К чести его владельцев, они не стали дожидаться полного разорения фирмы. В отличие от остальных доткомов, они прекратили работу в октябре 2000 г. еще до того, как растратили все полученные от инвесторов деньги ($22 млн). Но прикол состоит в том, что закрытие портала произошло ровно через 46 дней после торжественной вечеринки в честь его открытия.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке