«Смирновъ» решил идти до конца


Действия российской компании уже вызвали беспокойство у американской корпорации Diageo, а в перспективе «Смирновъ» может доставить ей неприятности даже на западных рынках

Борьба ТД «Смирновъ» с Роспатентом и компанией Diageo за свою торговую марку выходит на новый уровень. Четвертой стороной в этом конфликте может выступить суд, так как сегодня в компании сообщили, что намерены добиваться пересмотра решения, вынесенного на предварительном слушании по иску «Смирновъ» к Роспатенту об отмене регистрации товарного знака Smirnoff (Diageo) на территории России. Арбитражный суд на предварительном слушании назначил рассмотрение дела на март 2006 г., «Смирновъ» же требует его рассмотрения до конца года. Эта спешка вполне объяснима, так как недавно стало известно, что Diageo направила в Роспатент заявление о признании марки Smirnoff общеизвестной в нашей стране. Если Палата по патентным спорам признает марку таковой, то у американской компании появится шанс доказать неправомочность регистрации товарного знака «Смирновъ» в России. Если же российская компания добьется отмены регистрации Smirnoff в России, то не только создаст прецедент, но и сможет начать наступление на Diageo в западных странах.

Производство водки под брендом «Смирновъ» возобновилось в России в 1991 г. Товарный знак «Смирновъ» зарегистрирован Роспатентом в 1994 г. Эта марка известна многочисленными судебными тяжбами с американской корпорацией UDV (сейчас Diageo), выпускающей с 30-х годов XX века водку под брендом Smirnoff, а также с потомками российского «водочного короля» Петра Смирнова. В результате к 2003 г. марка, сумевшая в 90-х годах стать одним из лидеров по продажам водки в среднеценовом сегменте в нашей стране, практически исчезла с рынка. «Торговый Домъ по возрождению традиций Поставщика Двора его Императорскаго Величества П.А. Смирнова» (ТД «Смирновъ») перешел под контроль «Альфа-Групп» в 2000 г. Оставшийся пакет акций принадлежит менеджменту ТД и Борису Смирнову, потомку Петра Смирнова. С 2003 г. ТД «Смирновъ» начал производство одноименной водки на заводе «Алкон» (Великий Новгород). Продажи ТД в 2004 г. составили порядка 100 тыс. дал. По данным компании «Бизнес-Аналитика», доля марки «Смирновъ» по стоимости в январе-феврале 2005 г. на российском рынке составила 0,06%, а на марку Smirnoff за тот же период пришлось 0,09%.

Заявление в Палату по патентным спорам Роспатента об аннулировании регистрации товарного знака Smirnoff было подано на основании того, что этот знак схож до смешения со знаком «Смирновъ» и способен ввести потребителя в заблуждение. В сентябре 2004 г. Палата по патентным спорам отказала в удовлетворении этого заявления. В ответ «Смирновъ» подал иск в Арбитражный суд. «Мы подали иск на Роспатент, так как сама Diageo пока продает свою водку в России в рамках закона. Поэтому она выступает третьей стороной в этом споре», – пояснил генеральный директор ТД «Смирновъ» Андрей Кравец. По его словам, доказать свою правоту российской компании будет непросто, так как у американской корпорации очень сильные адвокаты. И с первыми сложностями она уже столкнулась – на предварительном слушании Арбитражный суд назначил рассмотрение иска «Смирновъ» на март 2006 г. «Мы считаем, что дело затягивается искусственно, так как аргументов у наших оппонентов немного. Товарный знак «Смирновъ» был зарегистрирован Роспатентом в 1994 г., тогда как Smirnoff – в 1996 г. У нас есть приоритетное право на российском рынке. Вызывает удивление только то, что товарный знак Smirnoff вообще был у нас зарегистрирован, так как и по звучанию, и по оформлению этикетки эти знаки можно признать схожими, – комментирует ситуацию Андрей Кравец. – По крайней мере в странах Западной Европы нам отказали в регистрации «Смирновъ» именно по этой причине».

До последнего времени г-н Кравец неохотно комментировал конфликт с Diageo. «Мы продаем водку, наша главная задача – реанимировать бренд, потерявший долю на рынке в России», – говорил он. Однако сейчас ситуация изменилась. Diageo, крупная международная корпорация, обладающая мощными ресурсами во всех странах присутствия, обратила внимание на своего российского конкурента. Она попытается доказать, что марка Smirnoff является в России общеизвестной, что даст компании повод оспаривать регистрацию товарного знака «Смирновъ». Американцы уже подали заявление о признании марки общеизвестной в Палату по патентным спорам. Сколько времени может занять решение этого вопроса – неизвестно, поэтому ТД «Смирновъ» должен приложить все усилия, чтобы добиться рассмотрения своего иска против Роспатента в кратчайшие сроки.

В ТД «Смирновъ» считают, что смогут доказать свою правоту. Юристы же называют ситуацию неоднозначной. «Трудно сказать, чем закончится этот спор. На стороне «Смирновъ» – приоритет по российскому законодательству, но Smirnoff охраняет международное право, – прокомментировал ситуацию RBC daily управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов. – Для более точного прогноза необходимо знать, обладает ли Smirnoff международной охраной и как это соотносится с российским законодательством. Однозначно говорить я бы не стал, но велика вероятность, что оба знака оставят в силе». Исполнительный директор компании Superbrands Татьяна Бурчилина считает, что существование двух подобных брендов на рынке – нонсенс, хотя до сих пор обе марки вполне успешно присутствуют в нашей стране.

Пока же «Смирновъ» будет заниматься отменой регистрации Smirnoff в России. «Но когда мы добьемся своего, то предпримем ряд шагов и в западных странах, – заявил RBC daily начальник юридического департамента ТД «Смирновъ» Андрей Ботов. – На Западе Diageo имеет законные права на свой товарный знак, но мы можем требовать, чтобы компания убрала из оформления этикетки и рекламы русскую символику и указание на то, что ее водка – русская, так как это не вполне соответствует действительности». Правда, не совсем понятно, как это спасет ТД «Смирновъ», так как торговая марка все равно остается схожей со Smirnoff и ее откажутся регистрировать на Западе. «Если мы добьемся изложенных выше ограничений для Diageo в других странах, то тогда сможем как-нибудь договориться с американской компанией», – поясняет Андрей Ботов.

Интерес ТД «Смирновъ» к западным рынкам вполне понятен, несмотря на то что на Россию приходится около 80% мирового потребления водки. «Интерес к русской водке, произведенной на основе оригинальных и самобытных технологий и сырья, у зарубежных потребителей особый. Для российских производителей освоение западного рынка – это возможность значительно расширить границы поставок своей продукции, многократно увеличить объемы продаж и, естественно, получать хорошую прибыль, – рассказала RBC daily начальник отдела по связям с общественностью ЗАО «Группа предприятий «ОСТ» Юлия Исаева. – Заслуженную репутацию русской водки часто используют производители из разных стран для продвижения своего товара на мировом рынке. Для защиты своих водочных товарных знаков Группа «ОСТ» получила в России госрегистрацию названия «русская водка» в качестве указания на место производства продукции. Надеемся, что эта регистрация будет принята во внимание и за рубежом в качестве аргумента в конкурентной борьбе против псевдорусской водки».

1004
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :