Цифровые напевы


Рынок рингтонов в России сокращается. Поскольку реклама рингтонов, становясь все более агрессивной, заполонила телевидение, то потребители теперь на нее гораздо хуже реагируют

Продажа рингтонов приносит больше половины доходов многим российским контент-провайдерам. Тем не менее некоторые из них считают, что это направление уже не слишком перспективно. Рынок мелодий для мобильных телефонов сокращается в России примерно на 30% в год и в 2005-м может показать скромные $100 млн. Рынок увял, как полагают аналитики, из-за сильной конкуренции среди контент-провайдеров и падения интересов аудитории.

Кризис жанра
«Те игроки на рынке, для которых основным бизнесом остается продажа рингтонов и логотипов, сейчас переживают кризис: реклама дорожает, а недавние медиапартнеры сами становятся контент-провайдерами»,- заявил «Бизнесу» генеральный директор холдинга Next Media Group Тимофей Бокарев. «Для крупных игроков, имеющих скидки, бизнес может оставаться прибыльным, а для средних и мелких превратился в убыточный»,- уверен он.

По мнению аналитиков, одна из причин сокращения рынка - сильная конкуренция среди контент-провайдеров. «Слишком высокая конкуренция негативно сказалась на рынке контента - компании стали раздувать рекламные бюджеты, а рентабельность падает»,- уверена аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Вице-президент компании Playfon Владимир Бородин согласен с тем, что реклама - основная статья расходов для контент-провайдеров. А поскольку реклама рингтонов, становясь все более агрессивной, заполонила телевидение, то потребители теперь на нее гораздо хуже реагируют. Аналитик J’son & Partners Полина Масленникова также считает, что реклама на этом рынке является основным стимулом для покупок, а сам рынок близок к насыщению.

Сейчас на российском рынке, по словам Масленниковой, работает больше 250 контент-провайдеров. В текущем году число их может вновь увеличиться, полагают аналитики, но вряд ли увеличение окажется существенным. «Видимо, появятся небольшие компании. Конкуренция на этом рынке и так очень велика, поэтому таких резких „прорывов”, как в прошлом году, на рынке не будет»,- считает Панкратова.

Среди крупных игроков рынка эксперты называют «Информмобил», «Никиту», i-Free, Next Media Group, SPN Digital, Jippi и Playfon. Оборот компаний в первой десятке колеблется от $500 до $2,2 млн в месяц. А средний оборот контент-провайдера в России, по словам Бородина, составляет около $100 тыс. Кстати, именно Playfon Оксана Панкратова приводит в качестве примера быстрого завоевания рынка контента в прошлом году. По ее словам, за счет агрессивной маркетинговой политики, большого количества рекламы и более тщательного выстраивания отношений с операторами «большой тройки» компании за год удалось войти в пятерку крупнейших контент-провайдеров. Почти повторила достижение Playfon, войдя в 2004-м в первую десятку, такая молодая компания, как Admart.

«Рингтоны - вторая после SMS-сообщений базовая дополнительная услуга для сотовых абонентов,- заявил „Бизнесу” директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов,- поэтому мы весьма серьезно занимаемся их продвижением». По оценке Полины Масленниковой, в прошлом году на долю рингтонов приходилось около 71% от продажи всех дополнительных услуг. Учитывая, что объем всего рынка допуслуг составил $300 млн, получается, что в 2004 году российские абоненты потратили на мелодии для мобильных более $200 млн. Впрочем, Оксана Панкратова оценивает емкость рынка значительно пессимистичнее - в $130 млн, а в 2005 году, по ее мнению, он составляет не более $100 млн. Оба аналитика соглашаются, что в первой половине текущего года была скачано меньше рингтонов. Масленникова считает, что теперь на долю рингтонов приходится не более 63% рынка. Таким образом, если исходить из оптимистичной оценки аналитика, то в прошлом году в среднем один абонент закачал рингтонов примерно на $3 (из расчета 70 млн абонентов). Поскольку один рингтон стоит от $0,5 до $3, говорить о массовости этой услуги вряд ли возможно.

Гламур и музканалы
Больше всего рингтонов продается благодаря рекламе на музыкальных телеканалах. Более того, по словам Нефедова, одна из дочерних компаний «Муз-ТВ» активно сотрудничает с МТС в качестве контент-провайдера. А Тимофей Бокарев дает понять, что при продаже рингтонов эффективнее работать не с конечным потребителем, а по принципу b2b. При покупке CD-альбома, напоминает он, можно в качестве бонуса получить рингтон или реалтон. И безусловно, раскрутка самих CD непосредственно, а также презентации альбомов и концерты, по словам Бокарева, помогают продавать мелодии для мобильных телефонов. «А вот на музыкальных каналах и в глянцевых журналах, которые являются хорошей медиаплощадкой для продвижения рингтонов, конкуренция как раз наиболее острая»,- уверен Бокарев.

Понятно, что основной партнер контент-провайдеров, в том числе и в продаже рингтонов,- сотовые операторы. Как заявили «Бизнесу» в компании «Вымпелком», сейчас с этим оператором работает почти 140 контент-провайдеров, число их постоянно растет, каждый месяц прибавляется несколько новых компаний. У МТС, по данным Нефедова, подписаны договоры с 75 контент-провайдерами. В «Вымпелкоме» отказались сообщить, на каких условиях ведется сотрудничество с контент-провайдерами, сославшись на коммерческую тайну. А по словам Нефедова, МТС получает от продажи каждого рингтона от 30% до 45% его цены. Лучший процент (то есть 70%) получают, по словам Нефедова, провайдеры с наиболее крупным оборотом. По его информации, в месяц абоненты МТС скачивают около 1 млн мелодий. В «Вымпелкоме» не смогли назвать, сколько рингтонов покупают его абоненты, но отметили, что на мелодии и картинки приходится около 70% продаж контента.

Перспективы уже не те
Как рассказал «Бизнесу» руководитель компании-провайдера, пожелавший остаться неназванным, операторы «большой тройки» за последнее время значительно упростили процедуру подключения, однако в отношении продаж контента, в том числе и рингтонов, их позиция определяется постулатом: это «бизнес контент-провайдеров, о развитии которого те должны заботиться сами».

В то же время внимание сотовых операторов к развитию мобильного интернета несколько смягчило негативные тенденции.

По словам Тимофея Бокарева, благодаря широкому проникновения технологии WAP-GPRS и включения этой услуги в базовый пакет операторами «большой тройки» количество скачанных рингтонов выросло.

Хотя подавляющее число контент-провайдеров продает мелодии для мобильных телефонов, многие из них уже не рассматривают это направление как определяющее в своем бизнесе. По мнению Оксаны Панкратовой, сейчас контент-провайдеры получают около 50–60% доходов за счет скачивания рингтонов, и эта доля сократилась по сравнению с прошлым годом, когда она составляла более 70%. Владимир Бородин из Playfon признается, что сегодня его компания не считает направление рингтонов «слишком перспективным и не акцентируется на нем». Тем не менее сейчас на продажу мелодий приходится около половины доходов Playfon. «Невысокую перспективность» направления Бородин объясняет тем, что сейчас все больше музыки скачивается через интернет, а новые телефоны поддерживают сервис с mp3-мелодиями. Через два-три года, полагает Владимир Бородин, доля мелодий, напрямую скачанных из интернета, будет больше, чем купленных у контент-провайдеров. Полина Масленникова возражает: «Скачивать с помощью SMS гораздо проще, а массовые услуги, к какой, несомненно, можно отнести и рингтоны, всегда стремятся к упрощению „подачи” для потребителя». По ее мнению, доля реалтонов и mp3-мелодий будет постепенно увеличиваться, однако ее стремительному росту помешает хотя бы то обстоятельство, что далеко не у всех абонентов есть мобильные телефоны, которые поддерживают этот сервис.

Не без скандала
Опрошенные «Бизнесом» операторы и контент-провайдеры отрицают, что сейчас на этом рынке актуальна тема пиратства. Сотовые операторы говорят о том, что за чистотой лицензионных соглашений с правообладателями должны следить контент-провайдеры. А те уверяют, что никаких проблем с авторами мелодий не возникает. Как рассказал «Бизнесу» Владимир Бородин, правообладателей, с которыми работает Playfon, «много, но их не тысяча», поэтому все вопросы взаимодействия достаточно легко решаются. В прошлом году музыкальные издательства сетовали, что контент-провайдеры не предоставляли им доступ к онлайн-статистике скачиваний. Авторы, конечно, опасались, что провайдеры занижают количество скачиваний и экономят на гонорарах. Но с этого года все крупные провайдеры дали авторам допуск к своей статистике. Впрочем, порой гладкие, со слов контент-агрегаторов, отношения с авторами мелодий доходят до скандала. На прошлой неделе в офисы провайдеров поступило уведомление от ООО «Музыкальное издательство „Свит Ойли Мьюзик”», которое сообщило, что является эксклюзивным представителем одного из крупнейших мировых музыкальных издателей компании BMG Music Publishing International Limited. Согласно этому письму, «Свит Ойли Мьюзик» вправе потребовать причитающиеся компании BMG исполнительские взносы и иные суммы начиная с 1 июля прошлого года. Связаться со «Свит Ойли Мьюзик» «Бизнесу» не удалось, и пока не совсем ясно, как будет развиваться ситуация вокруг прав BMG.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке