Термокружки

Паутина всем миром


Время от времени в интернете появляются проекты, основанные на том, что люди всем миром что-то создают

Просто так, без денег, из чистого энтузиазма или альтруизма. Во имя лучшего будущего или просто ради внесения своего имени в многомиллионный список создателей.

Сейчас один из таких проектов, даже не проект, а технология - это Wiki, которая может хорошо использоваться для создания информационных ресурсов и четкого их распределения. Множество людей одновременно и читают, и пишут новые тексты, и редактируют старые. И заметьте - совершенно бесплатно. Один из наиболее известных проектов, работающих по этому принципу,- «Википедия». Онлайновая энциклопедия, которая постоянно пополняется новыми статьями, уточняется, редактируется. Издание бумажных энциклопедий всегда было (да и есть) долгим и сложным процессом. Собственно, и «Википедия» не за один день создавалась, но, в отличие от бумажных собратьев, может быть дополнена в любой момент.

После успеха «Википедии» многочисленные ее создатели захотели двигаться дальше: сделать новостной проект, который будет создаваться точно таким же образом - армией добровольцев, без редакции, офисов и прочих атрибутов. Когда несколько месяцев назад проект Wikinews был воплощен в жизнь, его активисты были полны наполеоновских планов вроде «а ведь мы и какой-нибудь CNN победим». Не победили. Проект существует, новости публикуются, но мало кто его читает, кроме, наверное, самих авторов. Создание СМИ - это все-таки или бизнес, или пропаганда, или сочетание того и другого. Но для пропаганды авторов Wikinews слишком много и они слишком разные, чтобы создавать идеологически цельный продукт. Для бизнеса - слишком много вопросов, как делить деньги и сохранить при этом чистоту изначальной задумки.

Собственно, о чем речь: все это проблемы не только Wiki, но многих других интернет-проектов, построенных на идее, что люди сами будут создавать информацию, сами будут ее потреблять и при таких раскладах можно будет зарабатывать деньги. Как - не всегда понятно. Расплывчатые заявления «от рекламы» малоубедительны, ибо непонятно, кто и в каких долях эти деньги станет получать, если делали все вместе. Но при этом подобные проекты продолжают появляться с завидным постоянством и люди еще готовы что-то делать «за просто так». Это хобби XXI века - коллекционирование и обмен информацией, «информофилия», процесс, в который включается все больше людей. По большому счету, значительная часть всех информационных сайтов в интернете является частью этого процесса: сказать свое слово, набрать информации, проанализировать ее и выдать на публику что-то новое, которое тут же вольется в общий информ-оборот. Бум блогов связан в числе прочего с тем, что дал возможность высказываться вообще всем, кто имеет доступ в интернет, и многие этой возможностью воспользовались.

Что делать бизнесу с этим мощным народным информационным потоком? Вроде бы и грех не воспользоваться таким массовым поветрием в умах, но как именно - не до конца понятно: не создавать же очередной Wikinews. На сегодняшний момент рекламодателям стоит сделать, пожалуй, две вещи: сначала как следует осознать, что люди в интернете активно собирают и зачем меняются информацией, потом определить «силовые линии» этого процесса и стать его частью. Грубо говоря, это еще одно направление PR-работ для компании, но для них подойдет не каждый PR-менеджер, а только тот, который уже давно является активным «инфофилом» и понимает правила игры.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке