Термокружки

Интернет-магазины поставили на место


Национальная ассоциация участников электронной торговли впервые составила рейтинг наиболее эффективных интернет-магазинов

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) в конце минувшей недели опубликовала рейтинг эффективности российских интернет-магазинов. Согласно исследованию, в лидеры по коэффициенту конверсии (отношению количества заказов к количеству посещений сайта) с большим отрывом вышли магазины Parter.ru, SendFlowers.ru и Planetashop.ru. Это первый рейтинг в рамках программы НАУЭТ по повышению степени доверия в интернет-торговле. Несмотря на то что некоторые участники рынка с сомнением отнеслись к результатам исследования, аналитики убеждены, что подобная практика позитивно отразится на динамике роста отечественного рынка электронной торговли, который в настоящее время занимает менее одного процента внутреннего товарооборота страны.

Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) является некоммерческой негосударственной структурой, в которую входят организации различных форм собственности, объединенные общей сферой деятельности, связанной с использованием современных инфокоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет в предпринимательской деятельности. Ежегодно НАУЭТ готовит отчет о состоянии рынка электронной торговли в России в различных секторах (В2В, В2С, B2G), а также дает оценку основных событий и прогноз тенденций в сфере электронной коммерции и торговли.

В рамках программы по повышению степени потребительского доверия в интернет-торговле НАУЭТ составила первый рейтинг эффективности российских интернет-магазинов, опубликованный в конце минувшей недели. Она оценивала отечественные онлайн-магазины по параметру коэффициента конверсии (отношению количества оформленных заказов к общему количеству посещений сайта), что, впрочем, по мнению участников рынка, не является самым объективным параметром. Согласно исследованию, в тройку лидеров вошел интернет-магазин Parter.ru, специализирующийся на продаже билетов на мероприятия (коэффициент конверсии равен 17,88), электронный магазин подарков SendFlowers.ru (16,00) и магазин компьютерных комплектующих Planetashop.ru (12,38). Остальные компании следуют за лидерами с некоторым отрывом. Так, например, интернет-магазин «Озон», специализирующийся на продаже книг, видео- и DVD-продукции, бытовой техники, занимает в рейтинге седьмое место с коэффициентом конверсии 2,06, а магазин компьютерного оборудования PCHome – восьмое место с коэффициентом 1,91. Стоит отметить, что в рейтинг попал лишь один магазин, специализирующийся на продаже мобильных телефонов и аксессуаров, – интернет-сайт сети салонов связи «Техмаркет» занял в списке двадцатую строчку с коэффициентом конверсии 0,51.

Несмотря на то что некоторые участники рынка считают данное рейтинговое исследование недостаточно объективным, в целом, по мнению экспертов, подобное начинание необходимо и оправдано. Впрочем, некоторые специалисты отмечают, что такой высокий коэффициент конверсии, как у тройки лидеров, не может соответствовать реальности. Наиболее адекватным, по их мнению, коэффициентом является цифра в пределах от 1 до 2. По данным НАУЭТ, в европейских странах, где электронная торговля гораздо более развита, данный показатель достигает 12. Подобное «несоответствие» объясняется тем, что для исследования интернет-магазины сами предоставляли информацию в НАУЭТ, и не исключено, что информация могла быть «субъективной». В целом участники рынка сходятся во мнении, что «рейтингование» компаний положительно отразится на рынке в целом, способствуя повышению доверия со стороны потребителей. Как прокомментировал RBC daily ситуацию директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов, поскольку в интернет-торговле покупатель и продавец не видят друг друга, общаются только посредством электронных сообщений, то такой бизнес без доверия невозможен. «По завершении сделки вместо привычного договора и бумаг в руках покупателя остается только набор электронных сообщений, который практически мгновенно можно уничтожить безо всяких следов. Я немного утрирую, но реалии электронной коммерции именно таковы, и в этих условиях сегодня активно работают более 300 магазинов», – отметил г-н Аитов. По его словам, бизнес многих интернет-магазинов устоялся, уверенно вышел на окупаемость, однако проблема доверия остается ключевой в Рунете.

Как сообщил RBC daily исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский, в сентябре-октябре 2005 г. ассоциация намерена составить другие рейтинги, которые будут проведены на основе нескольких параметров. В частности, кроме коэффициента конверсии будут оцениваться эффективность работы интернет-магазина (оборачиваемость, сроки выполнения заказов), масштаб (посещаемость, количество заказов, товарооборот), соблюдение действующего законодательства, качество обслуживания клиентов и уровень сервиса интернет-ресурса (каталог, обновление, цены). В дальнейшем ассоциация регулярно будет проводить рейтинги по всем сегментам электронной коммерции (B2B, B2C). «Следующими направлениями реализации проекта по повышению доверия в электронной коммерции будут добровольная сертификация интернет-магазинов и разработка кодекса лучшей практики интернет-торговли», – говорят в НАУЭТ.

Эксперты полагают, что намерения ассоциации позитивно отразятся на темпах роста рынка электронной торговли в России. Последние три года, впрочем, интернет-магазины показывают стабильный рост в 40-50%. По данным НАУЭТ, в 2004 г. розничный сегмент рынка интернет-торговли составил около 600 млн долл. «Это пока менее одного процента от общего товарооборота непродовольственных товаров в России», – отметил Антон Никольский. По его словам, это совсем невысокий показатель, по сравнению, например, с США, где через электронную торговлю проходит около 14-15% товарооборота. «В России есть серьезный потенциал роста: в течение пяти лет доля интернет-продаж может увеличиться до 5%», – добавил г-н Никольский. «Рынок электронной торговли в России достаточно активно растет. Особенно в тех секторах, где компании открывают свое «физическое» присутствие, в частности, точки продаж, склады и пр. Причем зачастую потребители выбирают товар в магазинах, а после заказывают его через интернет. Одни из самых быстрорастущих сегментов рынка интернет-продаж – бытовая техника, мебель», – отметила в разговоре с RBC daily начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Наталья Одинцова. Впрочем, эксперты отмечают, что уверенный рост демонстрируют не все магазины. «Те, кто точно выбрал товар, точно «попал» в свой потребительский сегмент, заслужил доверие покупателей, демонстрируют и стабильный рост оборотов, и окупаемость. Думаю, что цифры, приведенные в отчете НАУЭТ и CNews Analitics по этой части, недалеки от реальности. Те же, кто менее удачливы, либо «кормятся» за счет материнских офф-лайновых компаний, выполняя функции информационного ресурса, либо разоряются – в бизнесе электронном, как и в любом другом, необходимость расчета, знаний и опыта никто не отменял», – отметил Тимур Аитов.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке