Термокружки

Битва за «Гжель» в разгаре


Борьба за права на известную водочную марку может привести к гибели бренда

Страсти вокруг некогда лидировавшего на водочном рынке бренда – «Гжелки» – накаляются с той же стремительностью, с какой эта марка теряет рынок. Новым поворотом стала регистрация петербургской компанией «Ливиз» прав на товарный знак «Гжелка», под которым выпускает водку калужская ТПГ «Кристалл». В ответ глава «Кристалла» Сергей Зивенко обвиняет «Ливиз» и Роспатент в сговоре и намерен подать иск в Генпрокуратуру. Ни одна из конфликтующих сторон не желает сдавать свои позиции. Между тем, возможно, когда спор двух компаний разрешится, окажется, что бороться было не за что. Уже сейчас аналитики говорят о том, что «Гжелке» будет сложно отвоевать потерянную долю рынка.

ЛВЗ «Кристалл» зарегистрировал товарный знак «Гжелка» в 1993 г. А в 2002 г. продал права на эту марку структурам бывшего гендиректора ФГУП «Росспиртпром» Сергея Зивенко. В конце 2003 г. петербургский производитель алкоголя «Ливиз» купил ООО «Гжелка», владеющее правами на изображение, помещенное на бутылке «Гжелки». После этого прошла целая череда судебных разбирательств о том, кто имеет право выпускать водку «Гжелка». В результате в начале этого года Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) приняла кардинальное решение: лишила правовой защиты спорную марку. А в апреле этого года калужскому «Кристаллу» было запрещено производить продукцию под товарным знаком «Гжелка». 13 мая 2005 г. Роспатент выдал ООО «Гжелка» свидетельство на товарный знак «Гжелка».

Как сообщили RBC daily в петербургском ЗАО «Ливиз», 14 мая компания получила от Роспатента лицензионный договор о предоставлении права на использование товарного знака «Гжелка». В связи с этим петербургское предприятие планирует уже в ближайшее время начать выпуск водки под этим брендом. «Мы начинаем выпускать водку под брендом «Гжелка» – в плане оформления это комбинированный знак, выполненный в синем, сером и белом цветах, на котором присутствует "Птица Гжели"», – заявил генеральный директор ЗАО «Ливиз» Юрий Никулин. В первое время планируется выпускать порядка 100-150 тыс. дал в месяц, розничная цена бутылки объемом 0,5 л составит 99 руб. «С юридической точки зрения все права на марку принадлежат ООО «Гжелка», и водка под этой маркой будет производиться на мощностях ЗАО «Ливиз», – комментирует ситуацию генеральный директор ООО «Гжелка» Юрий Локтионов. – А появление любых дублирующих марок будет рассматриваться как контрафактная продукция и преследоваться по закону».

Вторая сторона – ТПГ «Кристалл» также обещает приложить все усилия, чтобы оппонент прекратил выпуск несчастной «Гжелки». ТПГ в ответ на заявление «Ливиза» объявила о намерении оспорить в суде решение Роспатента о регистрации товарного знака «Гжелка» за ООО «Гжелка». Более того, как сообщил президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко, эта ситуация рассматривается компанией как повод для обращения в Генпрокуратуру РФ с требованием возбудить уголовное дело по факту злоупотребления служебными полномочиями руководства Роспатента, так как ТПГ «Кристалл» раньше, чем ООО «Гжелка», подала заявление в Роспатент о повторной регистрации знака «Гжелка».

Адвокат Яков Мастинский сообщил RBC daily, что в настоящий момент ТПГ «Кристалл» является правообладателем трех патентов на промышленные образцы «Гжелки» – на два варианта бутылок со словесным обозначением водки «Гжелка» и изображением птиц на этикетке, а также на пробку со словом «Гжелка». «Закон «О товарных знаках» (статья 7) запрещает регистрировать товарный знак, когда существуют тождественные промышленные образцы. ТПГ «Кристалл» официально уведомила Роспатент об этой юридической ситуации и сообщила, что регистрация товарного знака «Гжелка» на третьих лиц недопустима. Тем не менее должностные лица Роспатента все же зарегистрировали права ООО «Гжелка» на товарный знак, создав двусмысленную ситуацию для потребителя. Данное обстоятельство и явилось основанием для обращения ТПГ «Кристалл» как законного владельца бренда в Генеральную прокуратуру РФ», – рассказал г-н Мастинский. По его словам, все решения Роспатента могут быть оспорены в суде, так как это досудебные решения. «Мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как временную и уверены в том, что решение суда будет в пользу ТПГ «Кристалл», – заявил Яков Мастинский.

Юристы говорят, что подобную ситуацию очень сложно комментировать, так как каждая сторона накопила свои портфели доказательств собственной правоты, и для вынесения объективного вердикта необходимо проанализировать все документы, относящиеся к этому вопросу. По мнению старшего юриста юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юлии Лавровой, ситуацию с брендом "Гжелка" можно развивать до абсурда и решение конфликта может занять длительное время. «Но мне кажется, что позиция ТПГ «Кристалл» не слишком сильна, так как законодательством предусмотрено, что промышленный образец должен быть тождествен товарному знаку, а в этом случае, скорее всего, можно будет доказать лишь сходство, – рассказала RBC daily Юлия Лаврова. – Если ООО «Гжель» удастся доказать приоритет своих авторских прав, то регистрация промышленных образцов «Кристалла» может быть аннулирована. По мнению юриста компании Baker & McKenzie Владимира Шитикова, авторское право обладает приоритетом в данном споре. И если рисунки ООО «Гжель» и изображения на бутылках «Гжелки» ТПГ «Кристалл» сходны, то последняя нарушает авторские права, и у нее мало шансов доказать свою правоту. «При регистрации промобразцов исключительные права не распространяются на обычные словесные обозначения, – пояснил RBC daily г-н Шитиков. – Патент на промобразец охраняет художественно-конструкторское решение, дизайн продукта. Не может существовать двух исключительных прав на один и тот же объект. И если ООО «Гжель» докажет, что регистрация промобразцов затронула его авторские права на рисунки, у него есть шансы на аннулирование патентов ТПГ "Кристалл". Позиция стороны, которая имеет доказательства наличия у нее более ранних авторских прав, предпочтительнее. Аннулирование товарного знака «Гжелка» в таком случае нормализовало ситуацию, устранив коллизию исключительных прав. Судя по тому, какими темпами решается спор, вряд ли судебные тяжбы по поводу «Гжелки» затянутся надолго. Думаю, за два года вопрос будет решен».

Юлия Лаврова же считает, что, судя по доступной информации, у ТПГ «Кристалл» есть возможность настоять на своем, если компания сможет доказать, что бренд «Гжелка» приобрел различительную способность в отношении товаров «Кристалла». «Например, если в результате опроса потребителей выяснится, что продукция «Ливиза» под маркой «Гжелка» в их сознании ассоциируется с водкой калужского «Кристалла», – рассуждает она, – это будет означать, что продукция петербургской компании вводит потребителя в заблуждение, и ТПГ сможет аннулировать регистрацию марки на имя ООО «Гжель». Однако, по имеющейся информации, «Ливиз» готовит выпуск оригинальной продукции. В любом случае, пока регистрация товарного знака и промышленных образцов будет оставаться в силе, обе стороны могут спокойно выпускать продукцию под названием «Гжелка». Но факт выпуска продукции не укрепит ничьих позиций и не сможет повлиять на окончательное решение по этому вопросу».

А между тем споры двух производителей ведут к гибели бренда как такового, и, возможно, скоро оппонентам не за что будет бороться. Они уже привели к общему падению продаж «Гжелки», которая в 2003 году уверенно занимала первое место по продажам водки в стране. В 2004 году на «Гжелку» уже приходилось порядка 4,3% водочного рынка. А в первые два месяца 2005 года, по информации компании «Бизнес-Аналитика», на долю «Гжелки» пришлось 2,6% российского рынка. «Если совсем недавно «Гжелка» была лидером продаж в среднеценовом сегменте, то с момента обострения споров между претендентами на бренд марка постоянно теряет свою рыночную долю, – говорит RBC daily аналитик компании "Бизнес-Аналитика" Снежана Равлюк. – В январе-феврале этого года "Гжелка" уже стояла на четвертом месте по стоимости после «Флагмана», «Путинки» и «Русского размера». Тенденция снижения доли марки отслеживается и сейчас. И, возможно, бренду "Гжелка" не суждено уже будет вернуть лидерскую позицию, так как на рынке постоянно появляются новые бренды и уже сформировался пул новых лидеров».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке