Алгоритм обнаружения врага


Конкуренты мечтают вытеснить Google c рынка поиска

Сегодня мировой рынок поисковых систем оценивается в $4 млрд. По прогнозам экспертов, к 2007 году его объемы вырастут более чем в два раза - до $8,9 млрд. Самым популярным поисковиком по-прежнему остается Google. Однако за последний год Yahoo! и MSN удалось сократить отставание от лидера. Хотя поисковик Microsoft еще далек от совершенства, многие предрекают его главному «врагу» незавидную судьбу Netscape. Причем пользователи вряд ли поддержат очередного «бывшего лидера» - они демонстрируют чрезвычайно низкую привязанность к какому-то конкретному поисковику.

Двое из ларца
«Мне просто была нужна система, которая смогла бы перелистать множество документов и найти те из них, которые мне больше всего нужны,- говорит один из создателей Google Ларри Пейдж.- Но, когда код был полностью написан, я сам поразился скорости и точности, с которыми работал поисковик». Студенты кафедры информатики Стэндфордского университета Ларри Пейдж и выходец из России Сергей Брин вместе разработали поисковый «движок» BackRub, отличавшийся от прочих своим умением анализировать так называемые обратные ссылки (back links) - ссылки в Сети, ведущие на конкретный сайт. Так в 1996 году началась история поисковой машины, которой сегодня пользуются более половины всех «интернетчиков». Коммерческие перспективы новинки были настолько очевидны, что уже к сентябрю 1998 года «стэндфордской двоице» удалось собрать миллион долларов инвестиций и зарегистрировать юридическое лицо Google Inc. А также открыть свой первый офис - в гараже арендованного дома. Для американской фирмы это само по себе уже хороший знак, ведь именно с гаража начинали такие монстры, как Apple, Hewlett-Packard и Ford. Характерно, что «зеленый свет» Google дал, сам того не желая, основатель Yahoo! Дэвид Фило. Сначала Сергей и Ларри намеревались продать свою технологию и с этой целью ходили по офисам крупных интернет-компаний. Купить «модный движок» Фило отказался, но посоветовал приятелям запустить свой собственный поисковый сервер и уже после этого «обратиться к нему с деловыми предложениями». А глава портала Excite вообще заявил, что «поисковики бесперспективны».

Столь прохладное отношение коллег по рынку вполне понятно - принцип работы Google кардинально отличался от всего того, что существовало тогда в области поиска информации. В эти годы в Сети царили мощные системы-каталогизаторы типа Yahoo! или Lycos. А сама идея поисковика, который не обращается к каталогу, казалась абсурдной. Однако в итоге эта «бесперспективная система» за пять лет смогла завоевать более половины рынка поиска и потеснить с него таких гигантов прошлого, как Yahoo!, AltaVista и Lycos. Сегодня Google переведен на 90 мировых языков. Каждый день поисковик обрабатывает более 200 млн запросов и 6 млрд страниц. И не стоит забывать, что именно создатели Google придумали контекстную рекламу - отображение платных объявлений в результатах поиска.

Правда, в самом начале с системой поиска Google происходили забавные вещи. Всем памятна история «злых запросов», рассказанная в 1999 году обозревателем New York Times. После того как в строку поиска была введена фраза «большее зло, чем сатана», первой страницей в списке оказался сайт компании Microsoft, а третьей - сайт Disney. Система просто показала, что в Сети есть множество ресурсов, на которых Microsoft и Disney называют «дьявольскими».

Иногда они возвращаются
Ошеломляющий успех и миллиардные прибыли Google всколыхнули рынок. За разработку поисковиков взялись молодые компании, а «киты» этого рынка стали в спешном порядке латать и совершенствовать свои собственные системы. Yahoo! весь прошлый год занимался улучшением своего движка, что привело в итоге к росту поисковых запросов. Кроме того, тот же Yahoo! неплохо продвинулся на ниве локального поиска. Однако настоящей бедой для конкурентов станет поисковое нашествие Microsoft. В прошлом году компания, проморгавшая на поле поиска все, что только можно, бросила все свои резервы на борьбу с Google. Летом прошлого года Microsoft запустила свой обновленный поисковик MSN Search. «Для некоторых, как, например, Microsoft, конкуренция с нами превратилась в настоящее наваждение»,- говорит Сергей Брин. И действительно, корпорация Билла Гейтса фактически объявила о намерении использовать свое господствующее положение на рынке ОС, чтобы встроить в Windows свой поиск в интернете. Не удивительно, что многим приходит на ум сравнение с историей более чем десятилетней давности, когда Microsoft буквально в мгновение ока удалось выдавить с рынка браузеров компанию Netscape. Некоторые аналитики и игроки рынка предрекают Google незавидную судьбу Netscape. Хотя MSN Search какого-то бума на рынке не вызвал, показатель использования поискового механизма растет у него быстрее, чем у Google. Так, в период с января по март рыночная доля Google изменилась на 0,3% (с 47,1% до 47,3%), в то время как у MSN - на 0,8% (с 12,8% до 13,6%). Да и вообще, все, что происходит в последнее время в «поисковых» отделах компании, говорит о крайне серьезных намерениях. Так, за год подразделение по разработке MSN Search увеличилось до 500 инженеров и специалистов по маркетингу. Кроме того, более четверти сотрудников пекинской лаборатории Microsoft занимается исключительно поисковыми технологиями. Небезынтересен тот факт, что код поисковика для Microsoft писал хакер, жертвой которого за два года до этого стал известный поисковик AltaVista.

Впрочем, чтобы сдвинуть Google с «пьедестала почета», конкурентам понадобятся недюжинные усилия. В отличие от ситуации с Netscape, сегодняшние участники рынка уже ожидают от Microsoft любых сюрпризов и нечестной игры в борьбе за долю. И, в отличие от пассивного Netscape, компании сами активно атакуют рынок. Так Yahoo! каждые несколько месяцев объявляет о запуске новых сервисов и усовершенствовании системы. Согласно исследованию ComScore Media Metrix, в США именно Yahoo! лидирует по посещаемости. На него каждый месяц заходит 52 млн пользователей (48% всей аудитории). Google занимает только второе место - к нему «приходят» 47 млн американцев. За ним следуют MSN с 41 млн и AOL с 31 млн. Кроме того, в Европе и США очень популярен поисковик Ask Jeeves, названный в честь знаменитого героя книг Вудхауза. Совсем недавно Ask Jeeves был куплен крупнейшим онлайновым конгломератом IAC/InterActiveCorp. Его главное отличие - способность воспринимать запросы на естественном языке. Только в США с помощью Ask Jeeves ищут информацию 42 млн пользователей (в месяц). Хотя, с другой стороны, эксперты отмечают у «интернетчиков» чрезвычайно низкую лояльность - привязанность к какому-то конкретному поисковику. Поэтому стоит только кому-либо создать более совершенный поисковый «движок», как пользователи в мгновение ока перетекут к конкуренту.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке