Кто первый найдется в Интернете, тот первый продастся на рынке


Оптимизация сайтов стала прибыльным бизнесом

Во всем мире рынок интернет-торговли растет и приносит владельцам сайтов и магазинов неплохие деньги. При этом большая часть посетителей традиционно выходит на эти ресурсы через поисковые системы. Получается, что от положения сайта в поисковой системе напрямую зависит прибыль компании. Оптимизация интернет-ресурсов под «поисковики» давно стала неотъемлемой частью веб-строительства, а для многих - довольно прибыльным бизнесом. Так за появление сайта на первых страницах «Яндекса» оптимизаторы берут до нескольких тысяч долларов.

«Осмысленно и завлекательно»
У всех поисковых машин разные алгоритмы, но последовательность работы похожа. Все начинается с того, что на зарегистрированный сайт «приходят» роботы (специальные программы по сбору информации о сайте), которые анализируют HTML-код главной страницы. При этом анализу подвергается каждая отдельная часть кода - заголовок страницы, ее описание, ключевые слова, подписи к картинкам и, главное, сам текст. Затем поисковик ищет ссылки на странице, следует по ним и таким образом индексирует все связанные между собой страницы сайта. После всего этого робот делает своего рода выжимку информации - индекс поисковой системы. В нем хранится та информация о ресурсе, в соответствии с которой поисковая система выдает ответы на запросы пользователей.

Казалось бы, совсем несложно создать сайт, отвечающий всем требованиям поисковиков. Однако, как показывает практика, большая часть ресурсов создается вообще без всякой оглядки на них. Отсюда на просторах Сети вырастают бесчисленные мутанты со страницами без заголовков, фреймами (средства разбивки страницы на несколько самостоятельных областей) и «битыми» ссылками. Не страшно, если это личная страничка или некоммерческое творчество. Но для компании такой сайт - сетевое самоубийство. Зачастую посещение такого ресурса просто отбивает у клиентов желание иметь дело с его владельцами. Вот тогда руководство фирмы начинает понимать: поменять дизайн и наполнить сайт достойным контентом недостаточно. В этот момент в головы владельцев приходит мысль обратиться к оптимизаторам. Для начала они приводят в порядок структуру и HTML-код сайта. «Для поисковиков важную роль играют заголовки,- говорит руководитель ИТ-отдела компании ЦЭТИС Илья Лисс,- их нужно делать осмысленными и завлекательными, они обязательно должны отражать суть текста страницы». Но самое главное - это контент. Важно, чтобы ключевые слова встречались на страницах сайта как можно чаще, это влияет на релевантность - количество на странице слов, которые влияют на положение сайта в поисковике. Если ключевое слово встречается в заголовке (тэги H1, H2) или выделено жирным текстом (тэг b), то его оценка поисковиками автоматически повышается.

Правда, специалисты считают, что чрезмерно увлекаться релевантностью не стоит - можно схлопотать санкции от поисковиков. Этот метод часто используют недобросовестные оптимизаторы - они создают подставные веб-страницы (дорвеи) и заполняют их ключевыми словами под конкретный запрос. «При достижении определенного порога включается так называемая спамерская пессимизация (искусственное занижение в результатах поиска позиций страниц, которые злоупотребляют оптимизацией),- говорит Илья Лисс,- и при перенасыщении эффект становится отрицательным». В «Рамблере» и «Яндексе» этот порог разный, к тому же различается учет словоформ. Так для «Рамблера» принципиален регистр, для «Яндекса» - нет, он найдет искомое слово, набрано оно строчными или прописными буквами.

Кроме того, при обмене с другими ресурсами ссылки на сайт должны содержать нужный текст и вести на страницы, которые находятся на сайтах родственной тематики. По мнению специалистов, не стоит участвовать в системах автообмена ссылками, так как можно попасть под фильтрацию поисковой машиной. «Большой пользы не принесут ссылки, размещенные на немодерируемых каталогах или форумах,- утверждает Илья Лисс,- если же львиная доля ссылок на ваш сайт именно с таких ресурсов, то вы рискуете по первому стуку попасть в черный список».

Сайт, уличенный в мошенничестве, могут навсегда исключить из каталога или, проще говоря, «забанить». В «Рамблере» такой ресурс банится навсегда, в «Яндексе» - на несколько месяцев. «Мы можем простить и восстановить сайт, если его владельцы исправятся и начнут предоставлять качественный контент»,- заявил «Бизнесу» руководитель пресс-службы «Яндекса» Михаил Ушаков.

Белые и серые
На заре интернета подстраиванием сайтов под поисковые системы занимались те же люди, которые их создавали - веб-мастера. Сегодня «оптимизируют» в основном серьезные фирмы или спецы-одиночки. Стоимость оптимизации, как правило, зависит от конкурентности тематики сайта. «Продвижение торговца бытовой техникой может подразумевать месячный бюджет $3-5 тыс. только на оптимизацию,- говорит коммерческий директор оптимизаторской компании AdLabs Антон Баранов,- а общий бюджет может достигать $15 тыс.» В то же время сайт менее актуальной тематики можно оптимизировать за $300–500 в месяц.

Сами оптимизаторы условно делят себя на «белых» и «серых». «Белые», ясное дело, занимаются только легальными методами «улучшения» сайтов - оптимизацией кода, прописыванием правильных заголовков, описаний, выверкой контента и т. п. Они следуют самопровозглашенному кодексу оптимизаторов, то есть не используют дорвеи, спам, клоакинг, невидимый текст и другие хитрости и «обманки». Их «серые» собратья, разумеется, всеми этими методами с удовольствием пользуются. Они занимаются ссылочным ранжированием, накруткой индекса цитирования «Яндекса» (количество и качество ссылок с других сайтов) и самых разных рейтингов и «топов». Правда, это «серо-белое» деление весьма условно. Порой и «белые» оптимизаторы не брезгуют недозволенными методами. «Сами заказчики иногда не оставляют нам другого пути, поскольку требуют невозможного,- признался „Бизнесу” пожелавший остаться неизвестным оптимизатор-одиночка,- мы просто предупреждаем клиента, чем это чревато, некоторые прислушиваются, остальные часто потом наступают на свои же грабли - сайт исключается из каталога и всех рейтингов».

Традиционно самые популярные методы - использование дорвеев и клоакинг. Дорвей - это страница, на которой размещается набор фраз с нужными ключевыми словами. Клоакинг - подмена страниц сайта, когда для поисковиков создается одна страница, а для пользователей совсем другая. В использовании дорвеев игроки рынка долго и безуспешно обвиняли партнеров «Бегуна» - известного поисковика контекстной рекламы. Многие пользователи не раз встречали в Сети «пустые» страницы, на которых присутствовали формы поиска «Бегуна». В самой компании этой проблемы не отрицают, но ссылаются на то, что «дорвейный вопрос» лежит в компетенции поисковой системы и площадки, иначе говоря, сайта, который разместил информацию. И если площадка нарушает правила поисковика, тот имеет право исключить ее из каталога. «Кроме того, саму партнерскую программу по трансляции форм мы давно приостановили по причинам значительной нагрузки и низкой финансовой отдачи,- сказал исполнительный директор „Бегуна” Алексей Басов,- но в силу инертности и огромного количества участников (больше 12 тыс.), формы „Бегуна” мы будем наблюдать на разных сайтах еще много лет».

«Как и все поисковые машины, мы плохо относимся к попыткам испортить поисковую выдачу, сделать ее нерелевантной,- говорит Михаил Ушаков из „Яндекса”,- мы боремся за качество поиска алгоритмически, а иногда и ручным запретом сайтов-„обманщиков”». Но «серые» оптимизаторы уверяют, что «накрутить» все поисковые машины несложно. «По сложности это одинаково, но „Яндекс” эффективнее по результату,- признался „Бизнесу” один из участников этого полулегального рынка,- правда, результаты там могут долго не продержаться, „Яндекс” последнее время очень нестабильный». По его словам, сейчас сайт может находиться «десятке» по 20 популярным запросам и с посещаемостью 2–3 тысячи в месяц, а потом вдруг выпасть из «Яндекса»: «Кластер рухнул или индекс порушился, или сервак с сайтом упал, и тогда он вообще может одну-две переиндексации отсутствовать полностью. А так как переиндексаций иногда приходится ждать несколько недель, то это может быть и надолго».

Еще недавно владельцы поисковых машин относились к оптимизаторскому бизнесу крайне отрицательно, считая его манипуляцией результатами поиска. Другая причина нелюбви - опасение, что на страницах поиска будет плохо продаваться контекстная реклама самих поисковиков. Хотя, как говорят специалисты, почти любой оптимизатор может попасть под определение «манипулирование результатами поиска»: «если „Яндекс” захочет, забанит кого угодно, потому как без манипулирования ничего не добьешься». Методов накрутки очень много. Например, «топы» и рейтинги накручиваются за счет подачи на сайт бросового, то есть нецелевого и не обязательно российского трафика. Это делается с помощью размещения баннера, например, в популярном блоге (интернет-дневнике) или очень посещаемом форуме. При этом баннер может не содержать никакой информации о содержимом сайта.

Несмотря на все это, в последние годы поисковики изменили свое отношение к оптимизаторам с крайне негативного на нейтральное. «Раньше веб-мастер должен был оценивать только „читабельность” своего сайта для пользователей, а сейчас он задумывается о видимости ресурса в поисковых машинах,- говорит Михаил Ушаков,- в результате возникает необходимость правильно представлять свой сайт, это нормальная работа веб-мастера, и к ней мы относимся хорошо». По его словам, далеко не все понимают, как сделать хороший сайт, поэтому бизнес специалистов-консультантов имеет право на существование. Оптимизаторы объясняют такую «смену ориентации» тем, что их бизнес выгоден и для самого бизнеса поисковых систем. «Оптимизаторы помогают сделать выдачу более релевантной,- утверждает Антон Баранов из AdLabs. Не забудем, что торговля контекстной рекламой приносит поисковикам сотни тысяч долларов в месяц. К тому же, активная борьба с оптимизаторами оборачивается для поисковиков увеличением индекса (количества проиндексированных страниц хранимых поисковиками), что влечет за собой материальные затраты». В Mail.ru «Бизнесу» сообщили, что вообще не борются с оптимизаторами. «Это означало бы изменение алгоритма ранжирования, что может привести к отрицательному результату»,- пояснила вице-президент холдинга Mail.ru Анна Артамонова.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке