Термокружки

Что в тарелке у соседа

05.05.2005

Спутниковое телевидение в России до сих пор позиционируется как элитное.

Количество крупных игроков на нем можно пересчитать по пальцам одной руки. И хотя количество абонентов растет высокими темпами, качественно изменить ситуацию на этом рынке может либо мощное вливание государственных средств, либо появление западного игрока.

По оценке Gallup Media, которая в прошлом году начала «измерять» платное российское телевидение, возможность принимать спутниковые каналы имеет 8,7% российских семей, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек и более. Таким образом, потенциальная аудитория спутникового телевидения в городах приближается к 6 млн человек. Но реальное количество подписчиков спутниковых операторов ненамного превышает полмиллиона абонентов. Самый крупный российский оператор - «НТВ-Плюс» заявляет, что ее услугами пользуются 390 тыс. семей по всей России. Объем этого рынка, по оценке ее конкурента, компании «Космос ТВ», составляет около $50 млн. Относительно небольшой объем рынка, прежде всего по сравнению с кабельным телевидением, можно объяснить достаточно высокими расценками на подключение. Средняя стоимость подписки на пакет спутниковых телеканалов составляет около $20.

В то же время, по оценкам экспертов, 50–55% населения России с низкими доходами смотрят лишь 8–10 телеканалов. Но пенсионеры, безработные, семьи с низким достатком готовы платить «кабельщикам» не более 20–25 руб. в месяц за так называемый социальный пакет каналов, включающий основные метровые и дециметровые эфирные каналы, в том числе ОРТ, «Россия», НТВ, «Культура», ТВЦ, СТС, ТНТ, REN TV.

Вторая группа населения, со средними доходами, приносящая основной доход оператору, составляет 30–35% и готова смотреть 25–30 каналов за 70–90 руб. в месяц. В этой группе самыми «смотрибельными» каналами являются не российские, а западные: Discovery, Fox Kids и т. п.

Остальные 10–15% - из разряда высокодоходных абонентов, которые не пожалеют $12–15 в месяц за просмотр 50–70 каналов. Только последних можно отнести к потенциальным абонентам платных спутниковых каналов. Сами телекомпании также изначально преподносили спутниковое телевидение как элитную услугу, ориентированную на состоятельную аудиторию.

С ростом благосостояния жителей России растет и потенциальная аудитория спутниковых каналов. В результате развитие рынка происходит стремительно - прирост абонентской базы составляет до 60–100% в год. Например, в прошлом году количество абонентов телекомпании выросло вдвое, что позволило «НТВ-Плюс» выйти на операционную безубыточность. Компания прогнозирует, что уже через пару лет будет поставлять услуги в миллион квартир.

Благодаря тому, что спутники могут поставлять сигнал на всю территорию страны, к спутниковым сетям могут подключаться абоненты из Москвы, Дальнего Востока и Камчатки. По данным «НТВ-Плюс», 70% ее клиентов проживает за пределами столицы. Прежде всего это европейская часть России и Урал. Хотя понятно, что лучше всего спутниковое телевидение представлено именно в Москве. По оценке компании «Комкон-Медиа», «тарелками» оснащено около 1,5% квартир столицы. В московском регионе вещают два главных российских спутниковых оператора - «НТВ-Плюс» и «Космос ТВ». Как заявили «Бизнесу» в «НТВ-Плюс», через несколько лет на рынке останется всего несколько крупных игроков. Вероятнее всего, говорят в компании, это будет сама «НТВ-Плюс» и западный телекоммуникационный холдинг.

Лидерство «НТВ-Плюс» подкрепляется и тем, что компания не только транслирует чужие каналы, но и производит собственный контент. Кроме того, это единственная компания, абоненты которой принимают сигнал непосредственно со спутника. Другие компании зачастую вообще своих спутников не имеют, а просто покупают видеопоток и перепродают его, распространяя, например, по кабелю или IP. Чтобы принимать бесплатные каналы, иногда достаточно просто купить «тарелку», ресивер и конвертер. Для того же, чтобы смотреть закрытые каналы, придется раскошелиться не только на оборудование, но и платить ежемесячную «абонентку». Больше всего открытых, то есть условно бесплатных телеканалов предоставляют спутники системы Hot Bird. С пяти спутников Hot Bird 13° транслируется более 500 каналов европейского и мирового телевидения, при этом более 100 каналов можно смотреть бесплатно. Причем вещает «жар-птица» как в новомодной «цифре», так и в устаревшем аналоговом формате. Почти все каналы, транслируемые Hot Bird, доступны на территории России, за что и любимы народом.

По мнению игроков на рынке, главной интригой года и определяющим моментом в развитии спутникового телевидения России станет содержание государственной концепции развития цифрового телевидения. Мининформсвязи РФ предстоит определиться, куда вложить миллиарды казенных рублей: в развитие кабельных сетей или спутниковой группировки. Куда пойдут средства из казны, туда потянутся и инвесторы.

Как правило, у каждой компании существуют «базовые» (вариант «стандартные») пакеты, куда входит около двух десятков телеканалов: программа-минимум для любого ТВ-любителя. Так, в Divo TV «Стандартный» пакет включает в себя 30 каналов, среди которых непременно Discovery, National Geographic, детский Jetix, Hallmark, TCM, несколько самых популярных новостных каналов, Fashion TV, канал реалити-шоу Reality TV. Абонентская плата за этот набор тоже стандартна - $9,95. В пакет «Полный» входит уже 41 телеканал. Расширение произошло в основном за счет нескольких дополнительных спортивных каналов (теперь их семь вместо прежних трех) и пары каналов для взрослых. Что касается стоимости, то «Полный» от Divo TV обойдется абоненту уже в $17,95, а пакет «Полный П» будет стоить $24,95. Он отличается от своего предшественника двумя каналами «для самых взрослых», что, впрочем, и соответствует названию. Во все три пакета включены все федеральные каналы и возможность заказа видео (video on demand). Похожими тарифами пестрят прайс-листы и других участников рынка, правда, стоимость разнится. Так, пакет «Основной» в «Космос ТВ» стоит почти $20 в месяц и включает в себя всего 27 спутниковых каналов (15 российских каналов в «подарок»). Зато в той же компании существует пакет «Доступный» - 11 каналов всего за $6,49. Это неплохое предложение для непривередливых: в пакете один познавательный канал Animal Planet, один детский Nickelodeon, а также по одному каналу с музыкой, фильмами, новостями. Для тех, кому этого недостаточно, в «Космос ТВ» есть «Элитный» набор из 50 спутниковых и 15 российских телеканалов. В него включены несколько кино- и музыкальных каналов, целый набор каналов детских и познавательных, информационных и спортивных. Разумеется, в элитный пакет традиционно включают больше всего «каналов для взрослых», хотя самые популярные всегда продают дополнительно - за отдельную плату. Российский «НТВ Плюс» отличается от остальных тем, что предлагает целый набор своих собственных телеканалов: «Киноклуб» с круглосуточной трансляцией фильмов на русском языке, «Кинохит» - фильмы производства после 2000 года, «Наше кино», «Детский мир». Плюс стандартный набор самых популярных зарубежных спутниковых каналов. «Базовый» пакет из 37 каналов обойдется абоненту в 550 руб.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке