Голубая «Птица Гжели» никак не обретет хозяина


ТПГ «Кристалл» и ООО «Гжелка» продолжают бороться за популярный водочный бренд

Федеральный арбитражный суд Московского округа во вторник удовлетворил кассационную жалобу торгово-промышленной группы (ТПГ) «Кристалл», отменив все предшествующие решения, состоявшиеся по делу, и направил его для нового рассмотрения в суд первой инстанции. Днем раньше Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск «Кристалла», поданный к ООО «Гжелка». Суд признал недействительными договоры, заключенные между ответчиком и ПО «Гжель», согласно которым права на рисунок «Птица Гжели», а также на оригинальное написание слова «Гжелка» принадлежат ООО «Гжелка». Таким образом, популярный бренд вернулся к «Кристаллу». Надолго или нет – неизвестно. Противники «Кристалла» утверждают, что «это еще не конечное решение». Как считают аналитики, ситуация, сложившаяся вокруг «Гжелки», негативно отражается на объемах ее производства – они постоянно падают. Возродить былую популярность бренда практически невозможно.

Товарный знак водки «Гжелка» был зарегистрирован столичным ликероводочным заводом «Кристалл» в 1993 г. До недавнего времени «Гжелка» занимала более 8% московского и более 3% российского рынка водки. В конце 2002 г. «Кристалл» продал бренд одноименной торгово-промышленной группе, сумма сделки – 131,3 млн руб. Новый владелец перенес производство «Гжелки» на подконтрольный ТПГ калужский завод «Кристалл». В апреле 2004 г. о своих претензиях на популярную марку заявило ООО «Гжелка», подконтрольное сенатору Александру Сабадашу. Согласно его утверждениям, в 1991 г. ПО «Гжель» передало все права на «Птицу Гжели» и на оригинальный шрифт надписи «Гжелка» ТОО «Гжелка», которое в 2003 г. купили структуры Сабадаша. ООО «Гжелка» возглавил член совета директоров петербургского ЛВЗ «Ливиз» Юрий Локтионов. Именно этому заводу ООО «Гжелка» передало права на выпуск водки с использованием рисунка «Птица Гжели». Водку назвали «Гжель».

Сначала в споре между ООО «Гжелка» и ТПГ «Кристалл» лидировала «Гжелка». В конце прошлого года Арбитражный суд Москвы признал, что она является правообладателем авторских прав на «Птицу Гжели» и оригинальный шрифт названия водки. Апелляционная инстанция 19 января 2005 г. подтвердила решение Арбитражного суда. И буквально неделю назад ООО «Гжелка» получило исполнительные листы, запрещающие ТПГ «Кристалл» производить продукцию под популярным торговым знаком. Тогда же президент ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко заявил: «Я буду оспаривать данное решение и не исключаю, что против «Ливиза» будет инициирован ряд встречных исков».

«Кристалл» не стал откладывать исполнение угрозы в долгий ящик, и не успели истечь десять суток, в течение которых ТПГ должна была добровольно прекратить выпуск «Гжелки», как исполнительные листы превратились в ничто. Как сообщила RBC daily сотрудница пресс-службы «Кристалла» Юлия Тимофеева, «Арбитражный суд Московского округа принял постановление об отмене всех предшествующих решений, состоявшихся по делу, и направил дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции». По словам адвоката ТПГ Якова Мастинского, это означает, что упомянутые решения, как и исполнительные листы, полученные генеральным директором ООО «Гжелка» Юрием Локтионовым, утратили законную силу. «Законных оснований лишаются также решения Палаты по патентным спорам об отмене регистрации некоторых товарных знаков, принадлежащих ТПГ «Кристалл». Эти решения будут обжалованы в Арбитражном суде Москвы», – подчеркнул юрист. Юлия Тимофеева напомнила, что накануне, 18 апреля, Арбитражный суд Московской области удовлетворил еще один иск ТПГ «Кристалл» к ООО «Гжелка». Договоры, якобы заключенные в 1991–1992 гг. между ПО «Гжель» и ТОО «Гжелка», которые лежат в основе всех судебных процессов, связанных с брендом «Гжелка», были признаны недействительными.

На заводе «Ливиз» решения арбитражных судов комментировать не стали, сказав только, что «это не конечное решение, дело будет продолжаться еще долго». «Что же касается наших дальнейших действий, то тут мы ничего сообщить не можем, так как сами не знаем, какими они будут. Господин Локтионов, от которого все зависит, в данный момент находится за границей, и мы не можем с ним связаться», – объяснили RBC daily в PR-службе «Ливиза». На предприятии также не могут ничего сообщить о дальнейшей судьбе водки «Гжель», в оформлении этикетки которой в настоящее время используется «Птица Гжель». «Все вопросы – к господину Локтионову, когда он выйдет на связь», – твердили сотрудники завода.

Суды вокруг бренда «Гжелка» будут продолжаться еще долго. Однако свое «черное дело» конфликт вокруг этой торговой марки уже сделал – ее популярность стала резко падать. «Из-за этого конфликта постоянные дистрибьюторы начинают отказываться от "Гжелки"», – считает президент Национальной алкогольной ассоциации (НАА) Павел Шапкин. Соответственно, это влияет на объем производства «Гжелки» и ее долю на российском рынке. «Основной стороной, которая несет убытки в этом конфликте, является ТПГ "Кристалл"», – уверен Павел Шапкин. Водка «Гжель», которую «Ливиз» выпустил в качестве «противовеса» «Гжелке», не может конкурировать с раскрученным брендом. Снижение спроса на «Гжелку» практически не связано с появлением на рынке новой торговой марки. «Дело в том, что в последнее время в России производство водки вообще сокращается. К тому же «Гжелка» сама по себе уже не имеет такой популярности, как несколько лет назад», – подытожил Павел Шапкин. По данным НАА, в настоящее время нишу, которую некогда занимала «Гжелка», заполняет украинская продукция.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке