«ПИТ»: убытки на продажу


Пивовар Иван Таранов производит пиво себе в убыток, но надеется «продаться» Anheuser-Busch

В распоряжении RBC daily оказалась отчетность по МСФО компании «Пивоварни Ивана Таранова» за 2003–2004 финансовые годы, из которой следует, что за это время акционеры «ПИТа» потеряли на пиве 20 млн долл. Однако компания продолжает брать кредиты, чтобы развивать убыточный бизнес, что сильно смущает ее кредиторов. Один из них рассказал RBC daily, что менеджмент компании даже не скрывает того факта, что второй облигационный заем «ПИТ Инвестментс» (на 1,5 млрд руб.) был размещен 28 марта преимущественно для того, чтобы рефинансировать первый выпуск облигаций (на 1 млрд руб.) в рамках оферты 31 марта. С той же откровенностью в «ПИТе» надеются «продаться» стратегическому инвестору, например, американской Anheuser-Busch.

Группа компаний «ПИТ» производит пиво на трех собственных заводах: ОАО «Амур-пиво», ООО «Компания ПИТ» (до 2003 г. – ООО «Балтик-Лайн») и ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова». В связи с нехваткой собственных мощностей группа производит также пиво по контрактам на мощностях заводов в Калуге и Омске. В октябре 2002 г. 33% акций группы были проданы международному инвестиционному фонду Texas Pacific Group (TPG-Aurora). В начале 2005 г. TPG довела свою долю до 38%. Остальные 62% принадлежат физическим лицам через кипрский офшор ITB Cyprus, который владеет 100%-ной долей холдинговой компании ООО «ПИТ» (Москва). «ПИТ» производит пиво под марками «ПИТ», «Три медведя», «Доктор Дизель», Gosser, Konigsberg, Bitburger, Bavaria, Coors.

До последнего времени «ПИТ» был одной из самых закрытых пивных компаний России. Компания не раскрывала информацию о своей выручке и тем более о прибыли, несмотря на то что на рынке обращаются облигации ее «дочки». В распоряжении RBC daily оказался отчет по МСФО компании «ПИТ» за 2003—2004 финансовые годы, который распространялся «строго конфиденциально» среди инвесторов перед вторым выпуском облигаций «ПИТ Инвестментс». Из данных отчета становится понятно, почему так скрытничал Иван Таранов. Как минимум последние два года «ПИТ» производит пиво себе в убыток: в 2004 г. компания потеряла на пенном продукте 12,1 млн долл., а в 2003 г. – 8,5 млн долл. Сумма долгосрочных и краткосрочных долгов компании «ПИТ» на 30 сентября 2004 г. составляла 172,7 млн долл. (выручка – 199 млн долл.), что на 35% выше, чем на 30 сентября 2003 г.

Участники российского финансового рынка признаются, что компания выбрала опасную политику. «Стратегия развития компании «ПИТ» предусматривает привлечение большого объема заемного финансирования, – заявил RBC daily Михаил Зак, аналитик «Газпромбанка», выступившего организатором второго выпуска облигаций. – Компания привлекает большие объемы заимствований для модернизации мощностей и удержания доли рынка. Валовая прибыль компании в 2004 г. возросла более чем на 60%, до 75,8 млн долл. с 47 млн в 2003 г., при росте выручки со 157 до 199 млн долл., или на 26,7%. Однако удержание доли рынка требует больших расходов на маркетинг, сопоставимых с расходами таких крупных холдингов, как «Балтика» и SUN Interbrew, что и явилось одной из причин ухудшения чистого финансового результата группы». Долги, по мнению экспертов, будут реструктурироваться в течение нескольких лет, пока идет программа строительства дополнительных производственных мощностей. Впрочем, в 2004 финансовом году инвестиции компании «ПИТ» составили всего 22,8 млн долл. против 37,4 млн долл. годом ранее.

В самих «Пивоварнях» считают, что увеличение статьи «убытки» не является показателем неэффективности работы компании. «Для нас убыток мало что значит, – заявил RBC daily финансовый директор компании «ПИТ» Сергей Дрожжин. – Самое важное – это показатель EBITDA (прибыль до уплаты процентов, амортизации и налога на прибыль), который дает более полное представление о финансовых результатах группы «ПИТ», нежели показатель чистой прибыли. EBIDTA выросла почти в два раза: в 2004 финансовом году (который завершился в целях учета по МСФО в сентябре) этот показатель составил 22,6 млн долл., в то время как в 2003 финансовом году – 12,1 млн долл. Кроме того, у компании большое число некассовых списаний: расходы на амортизацию Goodwill (превышение рыночной стоимости компании над восстановительной стоимостью чистых активов), на стоимость брендов. Помимо этого, в 2004 г. выросли затраты, связанные с предоставлением опционов менеджменту компании». Г-н Дрожжин отметил, что кредиты компании растут пропорционально валовой прибыли, которая по сравнению с прошлым годом также выросла почти в два раза. «В будущем (в 2006–2008 гг.) мы планируем сокращение долгов относительно валовой прибыли», – сообщил он.

Но участники финансового рынка уверены, что «ПИТ» перекладывает свои финансовые проблемы на плечи инвесторов. «Перед тем как произвести второй выпуск в рамках оферты, представители пивоваренной компании упрашивали инвесторов купить облигации, – заявил один из экспертов по инвестициям на условиях анонимности. – При этом компания не скрывала, что эти деньги нужны для того, чтобы погасить первый выпуск. Компания набрала кучу кредитов и рассчитывает, что сможет расплатиться по долгам в срок, но фондовый рынок непредсказуем – если что-то в очередной раз случится с долларом или с ценой на нефть, непонятно, как тогда компания будет расплачиваться». Впрочем, Михаил Зак из «Газпромбанка» уверен, что «ПИТ» предусмотрел такой поворот событий. «Программа модернизации и строительства новых заводов практически закончена, – говорит он. – Поэтому в скором времени пивоварни начнут производить гораздо больше пива. Распределение сил на рынке в 2004 г. практически завершилось, поэтому в 2005-2007 гг. группа сможет сосредоточиться на повышении эффективности своей деятельности». В планах компании на 2005 г. – производство около 350 млн литров пива.

Кроме того, как стало известно RBC daily, «ПИТ» смог убедить инвесторов ссудить ему деньги, пообещав им, что в скором времени владельцем компании станет крупный американский или европейский производитель пива. По словам источника газеты, потенциальным покупателем может стать крупнейший американский производитель пива Anheuser-Busch, а также ряд европейских компаний, которые уже хорошо знакомы со спецификой российского рынка и планируют расширяться. Впрочем, разговоры о том, что «ПИТ» нашел стратегического партнера, ведутся не один год.

1083
Re-port.ru
Re-port.ru
+2450.9
ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :