$1,85 млрд за виртуальный бизнес


Над феерическим коммерческим успехом поисковых систем витает призрак краха Интернет-коммерции

Пять лет назад на этой неделе начался длительный спад на рынке технологии. Чуть ли не за одну ночь бум доткомов, на волне успеха превратившихся в мыльный пузырь, сменился их крахом.

На прошлой неделе отрасль отметила эту годовщину поглощением, при котором поисковая система Ask Jeeves из Калифорнии, созданная в 1998 году, была оценена в $1,85 млрд (962 млн фунтов стерлингов, 1,4 млрд евро). Поскольку число сотрудников Ask Jeeves по всему миру составляет лишь 530 человек, это означает, что рыночная стоимость каждого из них равняется примерно $4 млн.

Предложение о поглощении, сделанное IAC и ее колоритным главой Барри Диллером (Barry Diller), вызвано потрясающей эффективностью поискового сервера Google. Меньше года назад акции Google получили биржевой листинг, и за этот срок их стоимость увеличилась более чем вдвое, превысив планку $179 за акцию. Состояние основателей Google Ларри Пейджа (Larry Page) и Сергея Брина (Sergei Brin) выросло примерно до $7,2 млрд на каждого, благодаря чему в книгах рекордов их стали именовать самыми успешными в истории миллиардерами от интернет-коммерции. Рыночная капитализация Google составляет $49 млрд.

Однако вместо того чтобы мучиться страхом дежавю при взгляде на повторение бума интернет-бизнеса конца 1990-х годов, некоторые инвесторы настаивают (подумать только!), что акции поисковых систем недооценены. Один из них даже возбудил иск к директорам Ask Jeeves, обвинив тех в продаже компании по слишком низкой цене.

В иске, поданном в конце прошлой недели в США, акционер Ask Jeeves Ричард Уилтси (Richard Wiltsie) утверждает, что директоры Google согласились на сделку, «не выполнив свою главнейшую обязанность: провести полную и справедливую процедуру продажи». По оценкам лиц, хорошо информированных о сделке, этот иск может помешать приобретению Ask Jeeves со стороны IAC. Впрочем, аналитики полагают, что если сделка с IAC и будет расстроена, то это лишь послужит поводом для новых предложений.

Насколько прав Уилтси? Неужели Ask Jeeves достается Диллеру по смехотворно низкой цене? Или это просто интернет-безумие образца 2005 года, а поисковые серверы и поддерживающие их компании ожидает та же мусорная корзина фондового рынка, где уже находятся доткомы, торговавшие кормом для собак?

В конце концов, Ask Jeeves с трудом можно назвать лидером заполненного игроками рынка. По репутации и частоте использования компания уступает таким системам, как Google, Yahoo и новому поисковику Microsoft MSN. Новые поисковые серверы начинают предлагать пользователям более точные и масштабные средства поиска.

Скептики полагают, что поисковые системы представляют собой брэнды, под которыми продаются легко копируемые технологии. Недавний выход на этот рынок Microsoft, создавшей собственный поисковый сервер, свидетельствует, что времена, когда в данной области господствовали несколько компаний, заканчиваются. Вскоре сюда придут организации, обладающие большей оборотистостью и более толстым кошельком, и потребуют свою долю. Перспективы сектора также в значительной мере зависят от конвергенции телевидения и интернета - технологии, активно поддерживаемой Microsoft.

Однако глава Ask Jeeves в Европе Эдриан Кокс (Adrian Cox) считает, что препятствия для выхода на рынок поисковых систем гораздо серьезнее, нежели это кажется скептикам. По его словам, «сервер Ask Jeeves обращается к 3 млрд веб-страниц за долю секунды. Это уже не так просто сделать, но гораздо сложнее добиться того, чтобы эта операция была одновременно доступна сотням тысяч пользователей».
Именно это и дает Коксу основания сомневаться в том, что вслед за Microsoft на рынок поисковых систем придут новые серьезные игроки.

Он утверждает: «Исследования, которые потребуются для создания новой поисковой системы с нуля, обойдутся в сотни миллионов долларов, и именно поэтому только компании, подобные Microsoft, могут себе это позволить». По мнению Кокса, эффект масштаба, ныне требующийся в секторе поисковых серверов, приведет скорее к большей консолидации, нежели к росту конкуренции со стороны новых игроков. Примером того, как будут происходить объединения, ему служит динамика планируемого поглощения со стороны IAC.

63-летний Диллер намерен использовать Ask Jeeves для комбинированного продвижения таких услуг IAC как Expedia, Hotels.com, Evite и Lending Tree. Сайт Expedia.com позволяет планировать путешествия и бронировать авиабилеты в режиме онлайн. Посетители сайта могут приобрести авиабилеты, узнать о специальных предложениях, зарезервировать места в отеле или аренду автомобиля. Воскрешая интернет-риторику, которая была в ходу около 1999 года, Диллер утверждает, что сделка «создаст систему отражения трафика, когда пользователи будут перемещаться с одного сайта IAC на другой, с Ask Jeeves на прочие принадлежащие нам марки и наоборот».

По словам исполнительного директора Ask Jeeves Стива Берковица (Steve Berkowitz), смысл сделки заключается в достижении роста. Ask Jeeves оценивает число пользователей, обращающихся только к этой системе, приблизительно в 42 млн человек, тогда как на сайты IAC приходится еще 44 млн. IAC поддерживает свыше 40 специализированных брэндов в таких сферах, как туризм, розничная торговля, продажа билетов, СМИ, финансовые услуги, недвижимость и услуги связи.
Причиной объединения выступает не тот синергетический эффект, который обычно обусловливает корпоративные слияния, а необходимость привлечь как можно больше глаз к экрану монитора. На прошлой неделе Диллер сказал: «Я не думаю, что мы добьемся таким образом какого-либо реального снижения издержек».

На основании данных Merrill Lynch Диллер оценивает, что в ближайшие пять лет рынок онлайн-рекламы, связанной с поисковыми системами, будет расти на 24% в год, и в будущем на подобную рекламу будет отводиться гораздо большая доля бюджетов. Из $260 млрд, потраченных в США в 2004 году на различные виды рекламы, на онлайн-рекламу пришлось менее $10 млрд.

На самом деле слияние станет не столько передачей дензнаков, сколько обменом бумаг. В сделке, осуществляемой путем приобретения акций, денежная составляющая будет задействована лишь косвенно. IAC планирует выпустить новые акции из расчета 1,2268 акции за каждую акцию Ask Jeeves, которую компания намерена прибрести. Однако согласно уже утвержденной программе обратной покупки по меньшей мере 60% этих акций будут выкуплены. Диллер надеется завершить сделку во втором квартале или в начале третьего и немедленно приступить к комбинированному продвижению, которое для него выступает основным мотивом покупки.

Он считает, что у сектора большие перспективы роста, распространяющиеся, правда, на ограниченный круг крупных игроков. По словам Диллера, «мы убеждены, что гиперрост только начинается. На этом рынке смогут преуспеть четыре-пять игроков, аналогично другим формам медиабизнеса, поддерживаемым рекламой».

Эдриан Кокс из Ask Jeeves согласен с Диллером в том, что существует большой потенциал глобального роста. Компания разворачивает операции в Испании, направленные на предложение испаноязычных услуг в США и Латинской Америке. К концу 2005 года она также будет предлагать специализированные услуги в Германии, Италии, Франции и Голландии и использовать услуги научно-исследовательского центра в Китае.

Однако призрак краха доткомов все еще витает над сектором. Когда 9 марта 2000 года финансовые индексы достигли пика, значение Dow Jones Internet Composite Index было на 810% выше по сравнению с 1 января 1998 года. За тот же период Dow Jones Industrial average вырос на 27%. С начала 1998 года до своего пика 27 марта 2000 года индексы Dow Jones US Technology Index и Dow Jones Technology Titans 30 Index выросли на 304% и 296% соответственно.

К 22 марта 2005 года Dow Jones Internet Composite Index упал на 786%, Dow Jones US Technology Index - на 285%, а Dow Jones Technology Titans 30 Index - на 260% по сравнению со своими пиковыми значениями.

Ask Jeeves и Google пережили шторм, и инвесторы считают растущую стоимость их акций свидетельством воскрешения сектора из мертвых. Так ли это? Некоторые отраслевые аналитики полагают, что инвесторы могли забыть трудные уроки краха доткомов. Особенно это может быть характерно для Калифорнии, где менталитет золотой лихорадки исторически привлекает инвесторов в компании Силиконовой долины.

В период бума бизнес-планы доткомов обычно строились на контроле над определенной долей того или иного сектора рынка, например онлайн-продаж корма для собак, и прогнозировали будущий рост на основании двух допущений. Согласно первому, онлайн-доходы в той нише, на которую они ориентировались, должны были резко вырасти; при этом доля рынка, контролируемая компанией, должна была остаться неизменной.

Исходя из подобной дотком-логики, несложно понять, как некоторые могут считать такие компании как Google и Ask Jeeves недооцененными. Однако это требует допущения, что услуги, предлагаемые поисковыми системами, достигли высокой степени развитости, а препятствия вхождению будут оставаться достаточно большими (как предсказывает Кокс), чтобы отпугивать новых игроков.

Есть основания утверждать, что это не совсем так. Главной грядущей переменой представляется развитие интернет-телевидения, или - если точнее - телевидения с использованием интернет-протокола (IPTV).

По данным таких компаний, как Microsoft, и производителей телекоммуникационного оборудования, IPTV будет означать разительные изменения в работе телевидения и интернета. Оно может представлять серьезную угрозу не только спутниковому ТВ Руперта Мердока (Rupert Murdoch), но таким поисковым системам как Google и Ask Jeeves.

Сегодняшние поисковые серверы главным образом видят в интернете текст и фотографии. Однако будущее глобальной сети, по всей видимости, связано с видео- и аудиоконтентом. Интернет-телевидение откроет пользователям сети доступ к миллионам видео- и кинофильмов помимо обычных миллиардов страниц текста. Поиск шопинг-сайтов и мест, где провести выходные, станет более ориентирован на видео, и потребители будут совершать экскурсии по потенциальным объектам поездок или использовать интернет в поиске видеоразвлечений. Именно ведущая роль, которую Microsoft играет в разработке IPTV, побудила компанию к экспансии на рынок поисковых систем.

Конечно, привычные поисковые системы будут по-прежнему использоваться теми, кто ищет информацию определенного типа. Однако и в этой своей вотчине они могут столкнуться с новыми конкурентами.

По мере умножения интернет-сайтов пользователям потребуются более точные системы. С этой точки зрения, разделяемой, в частности, журналистами Scientific American, новое поколение поисковых серверов будет обеспечивать более масштабный поиск по сравнению с Google или Ask Jeeves за счет применения более совершенной технологии перемещения по сети. Примером новых специализированных систем служит www.mooter.com, отличающийся от других сайтов представлением информации в виде блоков, что облегчает доступ к материалам серьезным исследователям. Результаты поиска организуются по рубрикам вокруг центральной кнопки, подобно спицам колеса.
Нынешние дотком-любимцы фондового рынка могут оказаться зажатыми между такими IPTV-игроками, как Microsoft, с одной стороны и специализированными системами вроде Mooter - с другой.

Однако в краткосрочной перспективе все это мало влияет на энтузиазм инвесторов по поводу Google и Ask Jeeves. Как недавно заметил один водитель такси из Сан-Франциско: «Бум доткомов повторяется, и на этот раз я его не упущу». Он готов к гонкам по ухабам.

ДОБАВИТЬ комментарий
AUTH_STATUS_LOGIN