Термокружки

Абоненты разоряют МТС


МТС разочаровала инвесторов финансовыми результатами за 2004 год

Президент компании Василий Сидоров объясняет неудачи сезонными факторами, но похоже, что компанию подвело желание остаться лидером рынка любой ценой.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) опубликовало финансовые результаты за 2004 год, которые, по мнению многих аналитиков, оказались негативными, хотя и не шокирующими инвесторов.

Cоотношение OIBDA (процент операционной прибыли до различных вычетов от выручки ) составило 53,9% (по сравнению с 52,6% в 2003 году). Аналитиков настораживают итоги деятельности компании за IV квартал 2004 года – чистая прибыль увеличилась до $209,1 млн, а выручка до $1,08 млрд, но маржа OIBDA составила всего 46,1% (при 58% в 3 квартале 2004 года).

На первый взгляд все не так уж плохо. Чистая прибыль МТС увеличилась на 97,7% (по сравнению с 2003 годом) – до $1,023 млрд, выручка выросла на 52,7% до $3,887 млрд.

Самой негативной новостью для инвесторов эксперты считают то, что за последний квартал 2004 года абонентская база МТС увеличилась на 7,59 млн (до 34,22 млн), но почти на 20% снизился средний ежемесячный доход с одного абонента – с $14 до $11,2.

Финансовый директор МТС Николай Цехомский пояснил, что затраты компании на рекламу и маркетинг в IV квартале выросли на 40% (по сравнению с III карталом) до $60,2 млн, а с учетом дилерских комиссионных общие коммерческие расходы составили $162,6 млн ($107,5 млн в III квартале).

«Очень слабые результаты, которые совсем не впечатляют. Резкий рост абонентской базы – в последнем квартале он составил примерно 25%, практически никак не отразился на выручке», – сожалеет Константин Чернышев, аналитик ФК «УралСиб».
«Получается, что у МТС большое количество мертвых душ, которые не говорят и не приносят дохода», – пояснил аналитик.


За 2004 год число российских регионов, в которых действуют сети МТС, выросло с 60 до 77. В августе 2004 года МТС расширилась за счет покупки крупнейшего оператора в Узбекистане Uzdanrobita. По данным AC&M-Consulting, доля МТС в IV квартале в России выросла до 35,6%, на Украине – до 53,4%, в Белоруссии – 49,8% и в Узбекистане – до 59%. По состоянию на конец 2004 года препейд-тарифами («Джинс») пользуются 77% абонентов МТС в России и 86% абонентов на Украине (по сравнению с 56 и 79% соответственно по состоянию на конец 2003 года).


«Большинство абонентов, подключенных в декабре, просто не успели принести нам доходы: например, они получали в Московском регионе 2005 секунд в подарок (эквивалентно примерно $8). Кроме того, существует общая тенденция снижения ежемесячных доходов с абонента», – оправдывается Павел Нефедов, руководитель департамента по связям с общественностью МТС.

А президент МТС Василий Сидоров объясняет все неудачи сезонными факторами и агрессивной борьбой за лидерство в России: «Общее повышение эффективности бизнеса обеспечило рост операционной прибыльности за год, однако в четвертом квартале уровень рентабельности снизился из-за дополнительных затрат на увеличение числа подключений».

«МТС слишком агрессивно пыталась сохранить лидерство по количеству абонентов, поэтому раздавала бесплатные SIM-карты и минуты (по некоторым данным, с 1 декабря по 15 января компания раздала 500 тыс. карточек. – «Газета.Ru»). Но МТС предупреждала инвесторов о негативных результатах, поэтому рынок был готов», – отмечает Андрей Богданов, аналитик Альфа-банка.

«Вымпелком» был обязан последовать примеру МТС и тоже вести агрессивную политику, поэтому и на его результатах скажется эта гонка».

Господин Богданов надеется, что в будущем МТС и «Вымпелком» будут менее агрессивными, иначе «рынок не выдержит», к тому же набор большого числа абонентов в конце 2004 года может обернуться сильным оттоком уже к лету 2005 года.

Павел Нефедов умеренности в маркетинговой политике не обещает, но уверен, что компания в состоянии сохранить высокий уровень рентабельности. «Перестанут действовать сезонные факторы, и мы рассчитываем, что в 2005 году рентабельность останется в пределах 50–55%», – говорит он.

А Елена Саяпина, аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting, считает, что МТС не зря боролась за лидерство. «В течение всего 2004 года МТС и «Вымпелком» постоянно соперничали за лидерство, осенью разрыв достиг 500 тыс., но у МТС был запас финансовой прочности, которой она могла пожертвовать, чтобы сохранить лидерство. Сейчас разрыв остается прежним – 525 тыс. человек, и, учитывая огромные абонентские базы, его можно относить к разряду погрешности», – уверена она.

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке