Термокружки

Отечественные алкогольщики нашли крайнего


Российские производители крепкого алкоголя нашли тех, на кого свалить свои неудачи: они выступают за ужесточение работы украинских компаний в России

Активизация украинских производителей крепкого алкоголя всерьез обеспокоила отечественные компании. Несмотря на то что сейчас импорт украинского алкоголя составляет чуть менее 2% общего объема российского алкогольного рынка, его участники начали открытое лоббирование собственных интересов. Национальная алкогольная ассоциация в пятницу распространила письмо, в котором засилье украинской горилки обозначено как один из основных факторов, угрожающих позициям отечественных производителей алкоголя. И российскому правительству выдвинуто предложение изменить условия работы компаний из соседней страны в России.

Адресатом обращения Национальной алкогольной ассоциации (НАА), подписанного ее президентом Павлом Шапкиным, является председатель российского правительства Михаил Фрадков. Одним из факторов, серьезно угрожающих положению российских производителей крепкого алкоголя, в письме Павла Шапкина называется увеличение доли импорта, а именно продукции украинских производителей. Основная доля продаж среди последних в нашей стране приходится на компании Nemiroff и «Союз-Виктан». В письме называется целый ряд моментов, не дающих российским производителям конкурировать с украинскими на общих основаниях. Например, препятствия, с которыми сталкивается российская продукция на акцизных складах в регионах, «входные» на полки розничных сетей, которые, по утверждению НАА, тормозят развитие только отечественных компаний. Также в качестве преимущества для украинских компаний в письме называется иной механизм налогообложения. Исходя из всего этого, НАА предлагает устранить различия в налогообложении отечественных и иностранных производителей. По мнению же президента УВК «Nemiroff» Якова Грибова, в работе импортеров на российском рынке есть масса ограничивающих факторов. «Например, все акцизные сборы выплачиваются импортерами со 100% предоплатой. При этом акцизные выплаты ежегодно представляют собой весьма внушительные суммы: в прошлом году наша компания «живыми деньгами», до получения груза на склад, выплатила в федеральный бюджет 90 млн долл.», – рассказал он.

Однако сухая статистика говорит о том, что вменять в вину украинским компаниям беды российских алкогольщиков пока, мягко сказать, преждевременно. Доля украинской водки на российском рынке еще не достигла и 2%. На данном этапе основной проблемой российского алкогольного рынка можно считать не засилье украинской продукции, а отсутствие эффективных методов борьбы с производством контрафактного алкоголя, который, по некоторым оценкам, занимает порядка 60% российского алкогольного рынка. И, по мнению Якова Грибова, требования о закрытии рынка перед импортом на руку как раз «теневому производителю». По его словам, сложно говорить о добросовестной конкуренции в условиях, когда существует в больших масштабах оборот нелегальной продукции. «Кроме того, акцизные склады, зачастую, по сути, превращаются в большие «черные дыры», куда бесследно исчезают недополученные государством налоги, поэтому в первую очередь надо не обвинять импортеров, а навести порядок на внутреннем рынке», – отмечает он.

Сами участники рынка признают, что многолетняя борьба с контрафактной продукцией не приводит к абсолютным результатам. Не раз звучали заявления представителей крупного алкогольного бизнеса о том, что мощности работающих предприятий используются неэффективно. А это косвенно дает возможность использования этих же мощностей для производства контрафактной продукции – многие предприятия отрабатывают «лишнюю» смену, периодически возникают подпольные алкогольные производства. По данным самой НАА, в 2004 г., несмотря на увеличение ставок акцизов на 18,6%, сумма собранных акцизов на водку и ликероводочные изделия меньше, чем в 2003 г. С учетом того, что рынок ежегодно понемногу растет, это свидетельствует о том, что нелегальных производств в России с каждым годом становится больше.

По мнению же аналитика группы «УРАЛСИБ» Марата Ибрагимова, нападение на украинских производителей – очередная попытка отечественных игроков традиционными для них способами облегчить свое существование. «Производители крепкого алкоголя нашли себе очередного врага. Совсем недавно таковыми были пивные компании, сейчас – украинские производители. Не исключено, конечно, что усиление позиций украинцев неким образом и отразилось на положении отечественных игроков – на фоне общего снижения рынка каждый процент имеет значение. Но думаю, что у наших алкогольных компаний первостепенная проблема – проблема менталитета, они не умеют работать в современной конкурентной среде, привыкли действовать старыми методами. Нашим производителям пора начать осваивать другие инструменты укрепления позиций помимо лоббирования своих интересов в различных госинстанциях».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке