Термокружки

Российские соки станут на четверть американскими


Разрешение ФАС на покупку «Мултона» компанией Coca-Cola дает последней шанс серьезно укрепиться на перспективном рынке

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ одобрила сделку по покупке американской компанией Coca-Cola российского производителя соков ЗАО «Мултон». Одобрение последовало через полтора месяца после подачи американцами (точнее их греческой дочерней компанией) соответствующей заявки. Аналитики полагают, что временной лаг между одобрением ФАС и проведением сделки может составить несколько месяцев, но вряд ли пройдет много времени – слишком Coca-Cola торопится наверстать потерянное на российском рынке.

«Покупка «Мултона» для американцев – хорошее решение, – сказал RBC daily эксперт Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков. – Благодаря приобретению активов в России они получают серьезную экономию транспортных и прочих издержек. При этом Coca-Cola наверняка была впечатлена темпами роста российского рынка соков за последнее время – 20% в год и более. В 2005-2008 гг., конечно, темпы будут поменьше, поскольку уже сейчас уровень потребления соков в крупных городах приближается к уровню мировых столиц, а в Москве с ее показателем 25 л на душу населения, пожалуй, и сравнялся со многими из них. Но все равно перспективы неплохие, и Coca-Cola обидно за то, что она не крепко зацепилась за наш рынок раньше, предоставив простор национальным производителям».

ЗАО «Мултон» (контролируется тремя частными акционерами) выпускает на предприятиях в Щелково и Петербурге соки Rich, Nico и «Добрый». Общий объем выпуска и реализации в 2004 г. свыше 500 млн л, что соответствует, по данным компании «Бизнес Аналитика», 25,2% российского рынка. Это больше, чем занимал «Мултон» в 2003 г. (22%), однако еще активнее развивались конкуренты, прежде всего ОАО «Лебедянский» (ныне 27,4% рынка). Еще 25,4% рынка контролирует «Вимм-Билль-Данн».

Два года назад Coca-Cola уже вела переговоры о покупке «Мултона», но тогда, насколько известно, стороны не пришли к соглашению о цене. Аналитики отмечают, что на позиции американской компании сказываются ее неудачи на традиционных рынках. По данным бюллетеня Beverage Digest/Maxwell, в прошлом году доля рынка компании в США уменьшилась на 1%. И в США, и Европе Coca-Cola сталкивается с трудностями (обвинения в излишнем содержании сахара в продукции), в исламских странах ее бренд, как и другие глобальные бренды, подвергается растущему «остракизму» со стороны фундаменталистов. В этих условиях в прошлом месяце глава Coca-Cola Невилл Изделл заявил о первоочередном интересе компании к покупке активов в менее проблемных странах – Китае, Индии, Бразилии и России.

«Российский рынок соков, по нашим прогнозам, будет расти в среднем на 6% в год в ближайшие пять лет, – сказала RBC daily старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – Но реальное появление на нем такого игрока, как Coca-Cola, может эти темпы подстегнуть. Не исключено, что американская компания будет инвестировать в развитие новых производств, выводить на рынок новые марки, особенно в среднем сегменте, который у нынешнего «Мултона» практически отсутствует (Rich – это скорее «премиум», «Добрый» – массовый дешевый сегмент). Сейчас Coca-Cola на этом рынке присутствует лишь символически (Minute Maid для российской сети «Макдональдс» – это менее 0,5% рынка). С новым владельцем «Мултон» вообще станет более диверсифицированной компанией, так как почти наверняка будет развивать производство минеральной воды, прохладительных напитков и т. д., так как соответствующий рынок растет еще быстрее, чем рынок соков».

«Я оцениваю «Мултон» где-то на уровне «Лебедянского», – сказал RBC daily аналитик ФК «УРАЛСИБ» Марат Ибрагимов, – то есть достаточно высоко (исходя из параметров IPO «Лебедянского», эта компания оценивается ныне в 750 млн долл., – RBC daily) . Надо учитывать, что рынок переживает серьезный рост, и потенциальные инвесторы из Coca-Cola чувствуют это, можно сказать, на себе. Ведь в сегменте прохладительных напитков они добились в 2004 г. в России определенных успехов и теперь хотят расшириться в соседнем сегменте соков».

Если «Мултон» будет все-таки приобретен Coca-Cola, отмечают аналитики, то этот факт может повлиять и на позицию второго глобального игрока – Pepsi, который «соковыми» активами в России не владеет (правда, сотрудничает с «Нидан», которая разливает сок Tropicana).

«Но еще вопрос, будет ли совершена такая сделка, – считает Наталья Мильчакова. – Как и два года назад Coca-Cola может не устроить цена (сейчас я оцениваю «Мултон» в 600-630 млн долл., а сколько хотят за свои пакеты нынешние владельцы ЗАО, не разглашается). С другой стороны, в Coca-Cola, наверное, понимают, что два года назад они упустили серьезный шанс (тогда условия вхождения на перспективный рынок были лучше), но если не войти на него сейчас, можно не войти уже никогда. Национальные производители (тенденция, заметная не только по России) развиваются динамичнее, чем оба американских гиганта, и могут в будущем оказаться слишком крепким орешком даже для глобальных игроков».

ДОБАВИТЬ комментарий
Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация
Защита от спама * :

Введите символы на картинке